Председатель экспертного совета ОПОРЫ РОССИИ Никита Кричевский: «Госкорпорации обеспечат развитие малых предприятий»
К 2020 году отечественный малый бизнес, считает Владимир Путин, должен давать половину всех рабочих мест и доминировать на рынке интеллектуального труда. Государственный заказ на развитие частной инициативы сформируют крупнейшие национальные корпорации. Сосредоточением научного потенциала и промышленного капитала, обеспечением конкурентоспособности стратегически важной продукции, наполнением бюджета значение госкорпораций в экономике страны не исчерпывается. Они выполняют ещё одну важную функцию – материнскую. Без госкорпораций в стране не вырастет заслуживающий уважения малый бизнес, считает председатель экспертного совета ОПОРЫ РОССИИ, доктор экономических наук Никита КРИЧЕВСКИЙ. – Расчёты на то, что крупные активы, оставаясь государственными, будут создавать питательную среду для частного бизнеса и помогать его развитию, вполне обоснованы. Это нормальная, общепринятая практика – рядом с ведущими компаниями, которыми в России являются госкорпорации, неизбежно вырастают периферийные малые и средние предприятия. На условиях аутсорсинга они выполняют определенные виды работ и выпускают продукцию, необходимую материнским компаниям. Рост малых предприятий вокруг госкорпораций – процесс объективный. Новый бизнес возникает там, где это необходимо, где ощущается насущная потребность в соответствующем решении производственных задач.
В России госкорпорации не в состоянии выпускать многие виды продукции – по разным причинам, но прежде всего потому, что им это дорого и невыгодно. Обеспечение крупного производства товарами и услугами могли бы взять на себя и берут малые и средние предприятия. Этот процесс невозможно подогнать. Усилия государства, усердие малого бизнеса, активность общественных организаций ничего в данном случае не дадут. Есть объективная экономическая необходимость. Или, если хотите, здесь действуют законы рынка. Определяющее влияние на этот процесс оказывают административные, коррупционные и прочие управленческие риски, которые вынуждены нести малые предприятия. Вот почему мы до сих пор не ощущаем их существенного прибавления вокруг крупных госкорпораций. Надо устранять эти риски. Если госкорпорации работают неэффективно – разбираться, почему так. Сегодня значительная часть их продукции приобретается государством, поэтому проблема снижения себестоимости производства всерьёз не стоит. Однако с уменьшением доходной части бюджета этот вопрос возникнет и будет стоять всё более остро и перед руководством госкорпораций, и перед правительством. Вот тогда стоит рассчитывать на то, что малые предприятия начнут появляться вокруг госкорпораций в массовом порядке.