Закрытые и открытые акционерные общества и общества с дополнительной ответственностью прекратят свою деятельность в России
2 апреля 2012 г. состоялся пресс-брифинг Министра юстиции Александр Коновалова, главной темой которого стали поправки в Гражданский кодекс Российской Федерации. «Проект поправок в Гражданский кодекс затрагивает основополагающие институты гражданского права, - отметил Министр, - это представляется исключительно важным шагом для инвесторов в российскую экономику как отечественных, так и зарубежных».
«Документ получился сбалансированным, взвешенным», — продолжил А.В. Коновалов. По его словам, «очень широкий круг новых вещно-правовых титулов, новых возможностей в реализации прав собственников, владельцев различными видами имуществ добавляется к ГК». Законопроектом «внесен довольно серьезный вклад в обеспечение обязательственного права, то есть, по сути, оборота имущества, совершения сделок, договоров, то есть всего, за счет чего сегодня существует экономический оборот в России. С учетом интересов российской экономики это представляется исключительно важным шагом для инвесторов в российскую экономику как отечественных, так и зарубежных», — сказал Александр Владимирович.
Проект федерального закона «О внесении изменений в части первую, вторую, третью и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации, а также в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в первоначальной редакции подготовлен Советом при Президенте Российской Федерации по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства и был внесен Минюстом России Президенту Российской Федерации 30 января 2012 года по результатам доработки (во исполнение поручения Президента Российской Федерации от 17 октября 2011 года № Пр-3110) рабочей группой под председательством Министра юстиции Российской Федерации, в состав которой вошли специалисты Минюста России, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, Минэкономразвития России, Государственно-правового управления Президента Российской Федерации, Минфина России, иных органов власти, а также представители Совета при Президенте Российской Федерации по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства и рабочей группы по созданию международного финансового центра при Совете при Президенте Российской Федерации по развитию финансового рынка. Принципиальные замечания и предложения, поступившие от Минэкономразвития России, других федеральных министерств и ведомств, а также от рабочей группы по созданию международного финансового центра (более 90 разногласий), в ходе деятельности рабочей группы были обсуждены и учтены в виде компромиссных решений, нашедших отражение в тексте проекта.
Содержание и объем предусмотренных проектом изменений и дополнений Кодекса позволяет рассматривать его как проект существенной модернизации Гражданского кодекса России, прежде всего его первой части, содержащей наиболее общие и принципиальные положения российского гражданского права.
Целью предлагаемых изменений является реформа российского гражданского права, которое напрямую влияет на модернизацию экономики и социальной сферы, стабильность имущественного оборота, безопасность бизнеса, состояние защищенности прав и законных интересов в сфере корпоративных, обязательственных, семейных, наследственных и иных отношений, развитие и коммерческое использование новейших технологий.
Действующая первая часть Гражданского кодекса Российской Федерации, на кардинальное изменение и дополнение которой направлен законопроект, была принята в 1994 году, требовала значительной модернизации с учетом лучшего зарубежного опыта и актуальных направлений развития экономики и права. Существовала необходимость, с одной стороны, в значительном повышении уровня свободы субъектов гражданских правоотношений, а с другой, – в обеспечении безопасности гражданского оборота, создании условий для надлежащего исполнения обязанностей всеми субъектами. Именно на достижение такого баланса свободы и регулирования направлены предлагаемые системные изменения положений гражданского законодательства.
Кроме того, за более чем пятнадцатилетнюю историю действия первых двух частей ГК РФ накопилась обширная судебно-арбитражная практика применения закона. Значительное влияние на отечественную правоприменительную практику в сфере предпринимательских отношений оказывает и англо-американское (т.н. общее) право, положения которого регулируют договорные отношения с международным элементом во многих странах мира. Правовые конструкции, которые доказали свою эффективность в международной коммерческой практике, получат отражения в измененном Кодексе. При этом, в ходе реформы разработчиками обеспечена преемственность новых норм ГК РФ и традиционных для российского и европейского права начал и принципов, гармоничную интеграцию новых институтов в существующую систему правового регулирования.
Для того, чтобы введение в действие законопроекта не создало для участников гражданского оборота неоправданных препятствий и трудностей в их деятельности, предусмотрены подробные переходные положения (статья 8 проекта). Вступление в силу законопроекта предполагается с 1 сентября 2012 года, за исключением некоторых норм, вступающих в силу позже. Перерегистрации ранее созданных юридических лиц и переоформления прав на недвижимое имущество, в том числе на земельные участки, не потребуется. При регистрации вносимых в связи с принятием законопроекта изменений в учредительные документы юридических лиц не будет взиматься государственная пошлина.
В подразделе 1 «Основные положения» предлагается закрепить в первой же статье Кодекса принцип добросовестности при осуществлении гражданских прав и исполнении обязанностей.
В проекте предлагается система регистрации прав (включая права на недвижимость) при непосредственном участии нотариусов, которые привлекаются как к оформлению сделки, так и к передаче документов в регистрирующий орган. В связи с введением обязательной нотариальной формы сделок с регистрируемыми правами будут предприняты меры, направленные на повышение уровня доверия общества к нотариату, на установление экономически оправданных нотариальных тарифов. Нормы, вводящие обязательность нотариального удостоверения сделок, иных действий в соответствии с законопроектом вступят в силу при введении в действие нового закона о нотариате и нотариальной деятельности.
Изменения и дополнения, вносимые в главу 4 подраздела 2 «Лица», направлены на упрощение и унификацию правового статуса юридических лиц.
Законопроект предусматривает упорядочивание и сокращение организационно-правовых форм юридических лиц, прежде всего некоммерческих организаций (ст. 50). Такой подход, в основном сохраняя сложившиеся организационно-правовые формы юридических лиц, вместе с тем позволяет урегулировать общие элементы их правового статуса.
При этом проект отказывается от не оправдавших себя закрытых акционерных обществ (статус которых в настоящее время практически полностью дублируется статусом обществ с ограниченной ответственностью) и обществ с дополнительной ответственностью (которые не получили практического распространения). Вместо конструкций открытого и закрытого акционерного общества вводится дифференцированное регулирование статуса публичных и непубличных акционерных обществ.
Законопроект впервые предусмотрел закрепление общих прав участников любой корпорации (права на участие в управлении делами корпорации, на получение информации о ее имущественном положении, права оспаривать исключение из корпорации и т.д.). Законодательно закрепляется (п. 2 ст. 652) новая форма защиты имущественных интересов участников корпорации – восстановление утраченных помимо их воли прав участия в ней, в том числе в результате необоснованного «списания» акций и долей участия, «корпоративных захватов» («восстановление корпоративного контроля»).
В статье 52 ГК для ускорения процедуры регистрации предполагается возможность использования типовых уставов (с учетом того, что ¾ всех зарегистрированных в России юридических лиц в настоящее время составляют общества с ограниченной ответственностью).
Нормы о корпоративном договоре в законопроекте предусматривают очень высокий уровень диспозитивности по сравнению с существующим регулированием. Проект закрепляет возможность признания в ряде случаев недействительными решений органов управления обществом, а также сделок, заключенных сторонами договора, в противоречии с корпоративным договором. Новеллой является возможность участия в корпоративном договоре третьих лиц (в том числе кредиторов общества), для обеспечения своих законных интересов.
В подразделе 3 «Объекты гражданских прав» существенно изменяется понятие объектов недвижимости. В пункте 2 статьи 130 ГК предлагается закрепить принцип единого объекта недвижимого имущества. Данный принцип означает, что земельный участок и стоящие на нем одно или несколько зданий образуют одно целое, по меньшей мере, в тех случаях, когда они принадлежат одному лицу.
В статью 166 ГК вносится ряд изменений, направленных на ограничение весьма многочисленных случаев безосновательного оспаривания сделок по формальным основаниям. В пункте 4 статьи 166 ГК предлагается ограничить право суда применять последствия недействительности ничтожной сделки по своей инициативе случаями, когда необходима защита публичных интересов, поскольку в иных случаях будут нарушаться принцип состязательности судопроизводства.
Основная реформа содержания статьи 169 ГК, посвященной антисоциальным сделкам, сводится к исключению из Кодекса изъятия в доход государства всего полученного по соответствующей сделке сторонами, действовавшими умышленно. Изъятие в доход государства возможно только в случаях, специально предусмотренных законом.
Новым для российского договорного права является известный англо-американскому праву институт заверения об обстоятельствах (статья 4312). Сторона, которая при заключении договора или после его заключения дала другой стороне недостоверные заверения об обстоятельствах, имеющих значение для заключения договора или для его исполнения, обязана возместить другой стороне, разумно полагавшейся на соответствующие заверения, причиненные этим убытки.
Кроме того, проектом воспринята существующая в общем праве и востребованная в коммерческой практике концепция возмещения потерь, возникших в связи с исполнением, изменением или прекращением обязательства (indemnity).
Предлагаемые законопроектом изменения раздела II ГК «Вещное право» исходят из необходимости создания полноценной системы ограниченных вещных прав, которая могла бы обеспечить стабильный правовой режим пользования имуществом.
Подраздел 1 «Владение» вводит отсутствовавший ранее в гражданском законодательстве институт владельческой защиты, суть которого заключается в предоставлении упрощенной юридической защиты от самоуправных действий, направленных на завладение чужим имуществом.
Вводится принципиально новая норма о необходимости учитывать права владельцев соседних земельных участков при осуществлении права собственности на земельный участок, а также описывается содержание так называемых «соседских прав» (ст. 293 и 294). Также, проектом предусматривается возможность установления ограничений при осуществлении вещных прав на объекты культурного наследия в целях обеспечения их сохранности.
Основная масса новелл раздела II ГК сосредоточена в подразделе 4 «Ограниченные вещные права». Данный подраздел предусматривает введение в действующее российское законодательство широкого набора ранее не известных ему ограниченных вещных прав, призванных охватить максимально широкий круг случаев, в которых одно лицо имеет экономическую потребность в пользовании имуществом другого лица.
Исходя из этих потребностей законопроектом предлагается закрепить следующие ограниченные вещные права: право постоянного землевладения (глава 20); право застройки (глава 201); сервитут (глава 202); право личного пользовладения (глава 203); ипотека (глава 204); право приобретения чужой недвижимой вещи (глава 205); право вещной выдачи (глава 206); право оперативного управления (глава 207); право ограниченного владения земельным участком (ст. 2971).
Наряду с обновленными общими положениями о залоге законопроект содержит детальные правила, направленные на регламентацию таких отдельных видов залога как залог товаров в обороте, залог вещей в ломбарде, залог обязательственных прав, залог прав по договору банковского счета, залог исключительных прав, залог ценных бумаг. В законопроекте появился полноценный институт управления залогом, в том числе специальным управляющим.
В части общих положений о договоре появились три новые типовые договорные конструкции, широко применяемые в имущественном обороте, а именно рамочный договор (договор с открытыми условиями), опционный и абонентский договоры (ст. 4291 - 4293).
В связи с интенсивным развитием финансового рынка законопроектом предусмотрено внесение изменений и дополнений в главы 42 - 46 части второй ГК РФ. Проектом вводится регулирование новых видов банковских счетов (счета в драгоценных металлах, совместного счета, номинального счета, накопительного счета создаваемого юридического лица, публичного депозитного счета, карточного счета). В рамках создания в России международного финансового центра проект дополняет Кодекс новым видом договора – договором условного депонирования (эскроу). Кроме того, вводится новая разновидность банковского счета – счет эскроу.
Из 39 статей раздела VI «Международное частное право» предлагаемые изменения касаются 21 статьи. Дополнительно предлагается добавить 8 новых статей. Предлагаемые изменения раздела VI направлены на коррекцию некоторых норм международного частного права для достижения большей адекватности регулирования.
Предлагаемые проектом изменения и дополнения в Раздел VII «Права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации» обусловлены, прежде всего, потребностями развития науки, призваны стимулировать разработку и широкое использование новых технологий при одновременном обеспечении защиты интересов правообладателей. Еще одной целью проекта является дальнейшее сближение правового регулирования в сфере интеллектуальных прав с международными стандартами, прежде всего стандартами Европейского Союза.
В целом можно выделить три основных направления совершенствования раздела VII ГК:
1) меры, направленные на регулирование использования результатов интеллектуальной деятельности в сети Интернет и иных информационно-телекоммуникационных сетях;
2) блок изменений, связанных с необходимостью дальнейшего совершенствования правового регулирования отношений в области так называемой «промышленной собственности» (патентного права, прав на средства индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий и др.);
3) поправки, направленные на решение вопросов, возникших в ходе практического применения положений раздела VII ГК.
Так, введена новая статья 12531 ГК, предусматривающая общие принципы ответственности информационных посредников (интернет-провайдеров). Её содержание состоит в том, что информационные посредники, осуществляющие передачу материалов в сети Интернет или предоставляющие третьим лицам возможность размещения материалов в сети Интернет, несут ответственность за нарушение интеллектуальных прав на общих основаниях, при наличии вины. Однако они могут быть освобождены от ответственности за нарушения интеллектуальных прав, происшедшие в связи с осуществляемой ими деятельностью, при соблюдении условий, перечисленных в упомянутой статье.
Проект предусматривает, что обладатель исключительного права может сделать заявление о предоставлении любым лицам возможности безвозмездно использовать соответствующий результат интеллектуальной деятельности на определенных им условиях и в течение указанного им срока (п. 6 ст. 1233).
Более подробно в проекте разработаны положения об особом виде лицензионного договора, заключаемого правообладателем с пользователем в отношении программы для ЭВМ или базы данных в упрощенном порядке (так называемая «оберточная лицензия»).