Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Капитал из экспорта станет импортом?

Капитал из экспорта станет импортом?

Власть обещает предпринимать активные действия по улучшению инвестиционного климата, чтобы сделать Россию страной, ориентированной на несырьевой экспорт и импорт капитала. Иначе «сползания на периферию мирового развития» нам не избежать. Однако взаимное недоверие государства и общества не позволяет одномоментно либерализовать экономическую систему. Что ждет участников экономических отношений в условиях такой «вилки», обсуждали на XIII Апрельской международной научной конференции по проблемам экономики и общества в Высшей школе экономики.

Нефть себя исчерпала

Министр экономического развития РФ Эльвира Набиуллина открыла конференцию со слов о том, что экономика РФ исчерпала возможность роста за счет наращивания добычи и экспорта углеводородов. Этому способствуют как микро- так и макроэкономические факторы: добыча нефти в РФ в ближайшие 20 лет увеличиваться не будет, цены на нефть будут находиться на уровне 2011 года – 90-110$ за баррель, меняется структура рынка газа, что возможно, приведет к снижению цен на него.

Если доля сырьевого комплекса в структуре российской экономики не изменится, а инвестиционный и предпринимательский климат останутся на прежнем уровне, темпы роста экономики снизятся до 2-3% в год, предполагает МЭР. Собственно, эта оценка близка к прогнозам международных экономических организаций в отношении долгосрочного роста России. На смену нефтеэкспортной зависимости должен прийти экспорт продуктов глубокой переработки сырья (металлов, дерева). А импортировать государство намерено капитал, который сегодня демонстрирует позорное бегство из страны. Владимир Путин в одной из своих предвыборных статей поставил задачу вывести Россию со 120 места по инвестиционной привлекательности на 20.

С амбициозным оптимизмом

Минэконом рассчитывает, что несырьевой экспорт должен вырасти в 2,5 раза к 2020 году и в 7,5 раз до 2030 года. Его доля в структуре экспорта увеличится с 18% в 2011 году до 29% в 2020.

Однако переход к инновационной инвестиционно- и предпринимательски ориентированной экономике может занять 6-10 лет. «Нам предстоят серьезные структурные и институциональные преобразования. Их макроэкономический эффект становится весомым на рубеже 2018-2020 годов. Например, если с 2010 до 2015 года доля инновационного сектора в ВВП повышается с 11 до 12-13%, то к 2020 году возможен скачок до 16%. Именно к этому сроку мы ожидаем обновления кадрового состава в корпорациях, образовательных и научных учреждениях», - говорит Набиуллина.

Презумпция недоверия

Тем временем позитивным изменениям в инвестиционном климате со всеми вытекающими последствиями препятствует фактор взаимного недоверия между государством и бизнесом, считает помощник президента Аркадий Дворкович. Сегодня государство ориентировано на презумпцию недобросовестности предпринимателя. Выходит, именно поэтому к бизнес-сообществу предъявляются высокие требования и создаются такие «антиклиматические» условия. По мнению помощника президента, если бы уровень доверия государства был выше, то и оценка рисков существенно бы изменилась, а предпринимателям удалось бы избежать массы проблем. Высокие издержки на таможне, непосильное налоговое бремя и пр. могли бы быть и не такими непосильными. «В налоговой сфере мы давно пошли бы на снижение, понимая, что при этом вырастет собираемость налогов», - объясняется Дворкович.

Предпринимательское сообщество (как и общество в целом) в ответ демонстрирует недоверие государству, что власть в полной мере ощутила с конца прошлого года. По мнению Аркадия Дворковича, реакция общества на любые предложения и реформы «сверху» всегда одинакова: апатия (поговорили, и все останется, как есть) и агрессия (полное непринятие предложений).

Играть по-честному?

Такое взаимное недоверие стало прямым следствием несовершенного законодательства, уверен Дворкович. Нынешнее законодательство «позволяет делать все, что угодно». Отсутствие четкого регламента действий в каждом сегменте экономики приводит к тому, что создает широкий простор для деятельности, в том числе и произвола госмашины. Субъекты экономических отношений трактуют экономическое законодательство с точки зрения «все, что не запрещено, то разрешено», уверен помощник президента. Подобная неопределенность и свобода действий создают условия для сохранения и развития системной коррупции.

Таким образом, несовершенством законодательства можно объяснить все: от коррумпированности госчиновников до неблагоприятного инвестклимата в целом. Однако, как отметил один из участников конференции, возможно причину недоверия стоит искать не в законодательстве. Что если недоверие общества и в частности бизнеса – это реакция на нечестную игру?

Чтобы доверие возникло, государству необходимо стать более открытым, понятным и честным по отношению к обществу и субъектам экономических отношений. Но главное, должен быть достигнут неформальный консенсус внутри властных структур: готовы ли они играть по-честному? В таком случае можно рассчитывать на создание более совершенного законодательства, ставшим логичным воплощением этой идеи.

 

Выпускающий редактор ОПОРЫ-КРЕДИТ Екатерина Дегтярева

Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости