Эльвира Набиуллина: "Мы исчерпали возможности роста на нефти и газе"
Эльвира Набиуллина,
министр экономического развития РФ:
К концу 2011 года ВВП России преодолел кризисное падение и достиг максимального предкризисного уровня. При этом постепенно исчерпались факторы, которые определяли восстановительный рост экономики. Сейчас необходимо определиться, как мы видим дальнейшее развитие нашей экономики, на что должен опираться экономический рост. Каких ориентиров мы сможем достичь через 10–20 лет и какова будет цена этого?
Прежде всего отмечу, что мы исчерпали возможность роста, основанного на масштабном наращивании добычи и экспорта углеводородов. Добыча нефти в следующие 20 лет стабилизируется примерно на уровне 2011 года. Не в нашу пользу меняется структура рынка газа, где через несколько лет может резко усилиться конкуренция в результате роста предложения сланцевого газа. Мы можем столкнуться со снижением спроса на российский газ или даже с общим снижением цен.
Про цены на нефть. Скорее всего, сейчас мы находимся на циклическом пике нефтяных цен. ОПЕК остается основным игроком на рынке нефти и имеет возможность увеличить предложение нефти, чтобы не повредить росту в развитых странах. По всей вероятности, к концу года цена на нефть снизится. Долгосрочно есть потенциал выхода на рынок сланцевой нефти и возвращения Ирака, что будет ограничивать рост цен. При этом рост социальных обязательств в странах ОПЕК будет гарантией нижнего уровня цены на нефть. Долгосрочно — уровень цен на нефть в
$ 90–110 в ценах 2010 года комфортен как продавцам, так и покупателям.С другой стороны, надо из страны, экспортирующей капитал, превратиться в страну, его импортирующую. А это значит — привлекательную как для отечественных, так и иностранных инвестиций. Владимир Путин в своей статье поставил задачу подняться со 120-го места по инвестиционной привлекательности на 20-е. Это крайне амбициозная задача. Но у нас есть для этого неплохие макроэкономические предпосылки: наш рост все же выше, чем в мире, а состояние бюджетной системы выигрышно на фоне кризиса суверенных долгов в еврозоне. Дело за позитивными институциональными преобразованиями и созданием климата доверия к проводимой политике и к защите интересов инвесторов и прав собственности.
Переход к инновационной инвестиционной и предпринимательски ориентированной экономике — это не вопрос одного дня. Он может занять 6–10 лет. Нам предстоят серьезные структурные и институциональные преобразования. Их макроэкономический эффект становится весомым на рубеже 2018–2020 годов. Например, если с 2010 до 2015 года доля инновационного сектора в ВВП повышается с 11 до 12–13%, то к 2020 году возможен скачок до 16%. Именно к этому сроку мы ожидаем обновления кадрового состава в корпорациях, образовательных и научных учреждениях.
По нашим расчетам, по этому сценарию Россия может устойчиво развиваться со среднегодовым темпом роста не ниже 4,4% вплоть до 2030 года. Кажется, что это немного, но при сокращающемся трудоспособном населении никто не демонстрировал таких темпов в долгосрочной перспективе. Это означает, что доля России в мировой экономике повысится с 3,0 в 2010 году до 3,3–3,5% в 2020 году, а к 2030 году — до 3,7–4% мирового ВВП.
Уровень доходов на душу населения возрастет с 48% от уровня еврозоны до 65–70% в 2020 году и 90–95% в 2030 году. Рост экономики будет опираться на социальные сдвиги, связанные с ростом среднего класса, активных и созидательных слоев общества. Доля среднего класса повысится с 22% в 2010 году до 35% в 2020 и 46% в 2030 году.
Что стоит за этими расчетами, каковы факторы роста?
Во-первых, это научный потенциал — основа развития большинства стран-лидеров. Чтобы обеспечивать уровень науки, соответствующий требованиям сегодняшнего, а главное, завтрашнего дня, необходимо довести расходы на научные исследования и разработки до 3% ВВП. Это ориентир для нас и для большинства развитых стран.
Во-вторых, у нас высокое качество человеческого капитала и особенно традиционный для России высокий уровень образования, что также является хорошей базой для долгосрочного развития. Подготовка специалистов, которые будут конкурентоспособными в будущем, реформирование системы образования должны быть нашим приоритетом сейчас и в будущем. По нашим оценкам, расходы на образование должны увеличиться с 5% ВВП в 2010 году до 7% в 2030 году.
В-третьих, в России также сохраняется высокий потенциал роста, связанный с модернизацией и увеличением объема капитала. Плохое состояние инфраструктуры оставляет возможность стимулировать бизнес за счет развития новых инфраструктурных проектов. Определяющую роль при этом должны играть государственные инвестиции. Необходимо также способствовать активизации частных инвестиционных проектов. По нашим оценкам, для обеспечения долгосрочного роста норма накопления должна увеличиться с 20% до более 30% ВВП.
В-четвертых, серьезным ограничением для роста экономики могут стать демографические тренды, которые ведут к ужесточению условий на рынке труда. Улучшение качества медицинского обслуживания и уменьшение болезней и смертей в трудоспособном возрасте должно существенно смягчить эти ограничения. Мы планируем резкий рост расходов на здравоохранение — с 4,6% ВВП в 2010 году до 7,3% ВВП в 2030 году. По нашим оценкам, частные расходы на здравоохранение должны будут расти быстрее государственных, но доля расходов бюджетной системы не опустится ниже 70% (сейчас 83%).