Ответят сообща
Турбизнес будет регулировать себя сам
Сегодня Госдума намерена рассмотреть поправки в Закон "Об основах туристской деятельности в РФ", которые, по мнению участников рынка, содержат несколько спорных новаций. Прежде всего это касается положения о СРО в турбизнесе. Законопроект разработан в целях установления правовых основ регулирования деятельности туроператоров и турагентов, формирования системы реального контроля за их деятельностью, введения механизмов материальной ответственности за допущенный ущерб законным интересам потребителей туристических услуг. В соответствии с законопроектом туроператорская и турагентская деятельность допускается лишь членами соответствующей СРО. При этом устанавливаются требования как к самим СРО, так и к их участникам. Предполагается, что эти изменения позволят профессиональным сообществам туроператоров и турагентов разрабатывать стандарты деятельности, устанавливать для своих членов четкие и прозрачные правила поведения на рынке, контролировать их исполнение участниками, вырабатывать критерии определения надежности туроператоров, пресекать демпинговые войны.
По задумкам законодателей, надежность системы СРО призван гарантировать компенсационный фонд, куда участники СРО будут вносить по 1 млн рублей. При этом фактически вводится принцип коллективной ответственности: после выплаты компенсаций члены СРО будут сообща восстанавливать фонд. Такая система, по убеждению руководителя правовой службы Ассоциации туроператоров России (АТОР) Надежды Ефремовой, должна стимулировать участников СРО внимательно оценивать друг друга и не принимать сомнительных игроков. "Сейчас у общественности нет рычагов воздействия на процесс развития и регулирования турбизнеса, но с введением СРО они появятся, и это решит многие проблемы, никаких дополнительных радикальных мер не понадобится, - полагает вице-президент АТОР Алексей Крылов. - Это возможность создать в турбизнесе стандарты, сделать бизнес прозрачным, избавиться от демпинга". В Российском союзе туриндустрии (РСТ) убеждены, что государство не должно уходить из этой сферы. "Расходы компаний на участие в СРО составят минимум 400-550 тыс. рублей в год. Учитывая, что оборот тур оператора в регионах составляет в среднем 5-8 млн рублей в год, это серьезные затраты", - считает вице-президент РСТ Юрий Барзыкин. Он полагает, что эти затраты операторы начнут закладывать в стоимость туров.
Законодатели считают, что перенос рассмотрения законопроекта с марта на апрель связан с тем, что в правительстве не вполне понимают, как будет регулироваться рынок с помощью СРО. "Очевидно, что издержки на членство в СРО будут включены в цену туруслуг для потребителя, а это резко понизит конкурентоспособность российских компаний, особенно МСБ. Основная организация, которая выступает за создание СРО, - АТОР, но они в большей степени выражают интерес иностранных туроператоров. Компании, не имеющие отношения к АТОР, не смогут работать в созданной СРО", - опасается зампред Комитета ГД по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству Виктор Звагельский. Представители отрасли также полагают, что нововведения необходимо внедрять очень осторожно. Так, по словам заместителя руководителя Ростуризма Евгения Писаревского, нужно учитывать специфику бизнеса и тщательно прописать порядок использования компенсационного фонда для СРО в туризме.