Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Покупка для хипстеров

Покупка для хипстеров

Facebook приобрел Instagram за миллиард долларов

Социальная сеть Facebook, готовящаяся к майскому размещению акций на бирже, заключила самую крупную сделку в своей истории. 9 апреля компания договорилась о приобретении за миллиард долларов Instagram, хипстерского приложения для публикации фотографий, которое пока не приносит прибыли. Таким образом, Instagram стал одним из самых успешных интернет-стартапов последнего времени. Facebook же придется еще сильно поломать голову над тем, как окупить вложения в Instagram.

Миллиард долларов США - это большая сумма не только по меркам интернет-бизнеса, но и по меркам мирового бизнеса вообще. Для сравнения, 9 апреля состоялась еще одна сделка на рынке: корпорация Microsoft купила у AOL за тот же миллиард долларов более 800 патентов. В миллиард долларов, например, на бирже оценивается половина "Аэрофлота" с его 89-летней историей, огромным парком новых самолетов и с чистой прибылью, исчисляющейся сотнями миллионов долларов.

Впрочем, на фоне экспертных оценок стоимости самого Facebook сумма в миллиард долларов не кажется такой уж огромной. Считается, что в ходе IPO социальной сети, которое может стать крупнейшим интернет-размещением в истории, Facebook могут оценить в заоблачные сто миллиардов долларов. Если эти прогнозы подтвердятся, сеть может разместить на бирже всего 5-10 процентов акций и получить за них до 10 миллиардов долларов. Так что с финансированием сделки у Facebook сложностей возникнуть не должно, тем более что часть Instagram будет оплачена ценными бумагами социальной сети.

Что купил Facebook?

Instаgram - такая же социальная сеть, что и Facebook, только со своими заморочками. Здесь в первую очередь публикуются фотографии и прежде всего - снятые на смартфоны. Изначально Instagram вообще предназначался только для продуктов Apple, но потом вышла и его Android-версия. Фото, опубликованные в Instagram, удобно перепощивать в другие социальные сети, причем не только Facebook.

Еще одна особенность Instagram - на фотосервисе можно редактировать фотографии так, чтобы получилось "стильно", например, под фото, снятые как будто бы с помощью Polaroid. Именно эти примочки и сделали Instagram модным среди хипстеров, которые организовали вокруг фотоприложения свою тусовку - достаточно многолюдную, но очевидно более закрытую, чем Twitter-тусовка или, тем более, Facebook-тусовка.

Приложение для Apple появилось только в конце 2010 года, но уже сейчас на Instagram зарегистрировались более 30 миллионов пользователей. Правда, прибыли они основателям компании не приносят никакой: приложение распространяется бесплатно. Кроме того, способов монетизации контента пока немного - как и в любой другой более или менее закрытой тусовке, всякие изменения, например, по внедрению рекламы, будут восприниматься пользователями в штыки. Потерять любовь аудитории для Instagram значит потерять все - именно за эту любовь Facebook и заплатил баснословные миллиард долларов.

Правда, планы по монетизации у Instagram связаны не только с рекламой. Вернее, не с рекламой в обычном смысле этого слова: как заявлял ранее глава компании Кевин Систром, Instagram - одна из немногих социальных сетей, в которых пользователи добровольно подписываются на аккаунты таких компаний, как Burberry. Именно продвижение аккаунтов крупных компаний видится Систрому одним из двух способов заработать. Второй более традиционен: Instagram намерен часть своих "премиальных" функций сделать доступной только платным подписчикам.

The Wall Street Journal пишет, что Facebook в Instagram могло заинтересовать то, что это приложение доступно на китайском языке и интегрировано с популярным в Китае сервисом микроблогов Sina Weibo. Для Facebook завоевание китайского рынка - то, что еще только предстоит сделать, так что опыт Instagram здесь может оказаться Марку Цукербергу полезен.

Безусловно, полезно будет для Facebook узнать и то, как Instagram работает со смартфонами. Несмотря на все усилия, Facebook все же остается социальной сетью для тех, кто находится у компьютера: пользователям смартфонов удобнее оставлять сообщения в Twitter, а фотографии постить в Instagram. Вполне возможно, что Facebook потратил миллиард долларов, чтобы составить конкуренцию микроблогингу.

Наконец, сделка с Instagram может объясняться еще проще: перед IPO социальной сети важно было показать, что она готова завоевывать новые для себя рынки и пойти по пути всех успешных технологических компаний, постепенно становящихся холдингами с самыми разнообразными активами. Google - это давно не только поисковик, но и еще и, например, YouTube, Microsoft - не только Windows, но и Skype. Агрессивная стратегия на рынке слияний и поглощений - то, что может привлечь в Facebook дополнительных инвесторов.

За всеми этими бизнес-объяснениями щедрости Facebook нельзя забывать и о личном: основатели Instagram Кевин Систром и Майк Кригер, как и Марк Цукерберг, своей жизнью на практике реализуют "американскую мечту 2.0". Как и Цукерберг, они с помощью всего десятка людей создали компанию, влияющую на умы миллионов, как и Цукерберг, они долго не хотели монетизировать свою идею. Покупая Instagram, Facebook покупает и мозги Систрома с Кригером, а кто знает, что произойдет, если их идеи соединить с идеями Цукерберга?

Пользователи

Пользователи Instagram отреагировали на продажу проекта в руки Facebook сдержанно, если не сказать больше. Некоторые стали узнавать (что характерно - через Twitter), какие есть конкуренты у Instagram и удобно ли пользоваться их услугами, другие - рассказывать, как удалить все свои фотографии с сервиса, чтобы они не попали к Цукербергу.

Причин для недовольства, в основном, две. Первая заключается в том, что "тусовку избранных" поглотила компания с сотнями миллионов пользователей. Иными словами, если Instagram - это модно, то Facebook - уже не модно, и любители Instagram опасаются, что теперь и их социальная сеть будет немодной. Вторая причина серьезнее - пользователи боятся, что их приватная информация будет доступна пользователям Facebook, а потом, вполне возможно, и всему миру.

Марк Цукерберг в своем статусе в Facebook пояснил, что социальная сеть не собирается ни полностью поглощать Instagram, ни запрещать пользователям делиться информацией с фотоприложения с помощью альтернативных социальных сетей. По его словам, Instagram будет развиваться как отдельный проект внутри Facebook. На то же самое напирают и в Instagram: по уверениям Систрома, приложение будет "точно таким же, каким вы его узнали и полюбили".

Сделка Instagram и Facebook показала, как легко на современном интернет-рынке монетизируется "любовь хипстеров": мода способна приносить сотни миллионов долларов людям, которые создают не приносящие прибыли сервисы. Но надо помнить, что с экономической точки зрения инвестиции в модные проекты, не обладающие ясным бизнес-планом, рискованны, потому что мода - штука очень переменчивая. Американцы хорошо помнят пример "пузыря доткомов" конца 90-х годов, разорившего не одну сотню инвесторов. Огромные деньги, крутящиеся вокруг Facebook, - тоже своего рода пузырь, но сдуется ли он сам собой или лопнет, когда этого никто не ждет, неизвестно.

Александр Поливанов
Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости