Медведев: защищать права бизнеса может прокурор, а не омбудсмен
"Я не против того, чтобы обсудить идею возникновения нового уполномоченного, но у меня есть альтернативная идея, которая, может быть, тоже не всем понравится в силу того, что прокуратуру не все любят или считают, что там слишком много людей работает, но дело в том, что у нас есть прокуратура, которая уже всеми этими полномочиями наделена. Может быть, нам по другому пути пойти - создать фигуру прокурора, специального прокурора, который должен выступать в защиту предпринимателей?" - сказал Медведев.
Президент отметил, что защита прав предпринимателей могла бы быть вменена этому прокурору в обязанность.
"У нас есть прокуратура разная, специализированная. Может быть, создать специальное подразделение, которое будет заниматься защитой прав предпринимателей и, тем самым, изменить и мышление людей, которые работают в правоохранительных органах? Это тоже очень важно", - сказал он, предложив обсудить эту идею наряду с предложением по созданию уполномоченного по правам предпринимателей.
При этом Медведев выразил сомнения в эффективности учреждения должности уполномоченного по защите прав предпринимателей.
"Надо, чтобы этого уполномоченного слушали. У нас есть различные уполномоченные и по правам человека, и по правам ребенка. Где-то их вмешательство приводит к результату, где-то, скажем откровенно, их просто посылают. Поэтому нужно взвесить, насколько институт их вмешательства действенен. У меня нет уверенности, что это будет так. А как ни крути, но прокурор - это прокурор. У него есть различные меры административного воздействия, прокурорского реагирования", - сказал президент.
По его словам, чтобы у уполномоченного появилась административная компетенция, необходимо внести изменения в большое количество законов.
"Представим себе, что этот уполномоченный наковырял какие-то нарушения прав предпринимателей в актах, которые приняты правительством. Масса же актов выходит, иногда чёрт-те что пишут, а потом все от этого страдают. Он что, будет иметь компетенцию отменять постановления правительства? Я думаю, что это практически нереально", - сказал президент.
По мнению Медведева, обсудить идею создания такого уполномоченного можно, но прокуратура могла бы здесь действовать эффективнее.
"Когда речь идет об отмене каких-то актов или приостановлении их действия, нужно включать инструмент прокуратуры. Тем более, они это делают с удовольствием", - сказал он. По словам Медведева, прокуратура делает это в ряде случаев, чтобы защитить интересы отдельных граждан, но не делает этого для защиты прав предпринимателей.
"Хотелось бы признаться, что одна из идей, которую мы когда-то придумали, что нужно согласовывать проверки с прокуратурой - она оказалась небессмысленной. Опыт защиты прав предпринимателей некоторый у прокуратуры появился", - добавил глава государства.
По словам Медведева, без придания омбудсмену по защите прав предпринимателей полномочий по приостановлению подзаконных актов и вмешательству в правоохранительную деятельность этот институт работать не будет.
"А если мы ему дадим такие полномочия, что это и будет прокурор", - сказал он.
"Если создавать конструкцию внутри прокуратуры, то это должна быть отдельная абсолютно фигура, может быть, подотчетная только Генеральному прокурору", - добавил Медведев.
Он также отметил, что наделение прокуратуры функциями по защите прав предпринимателей будет способствовать изменению ментальности работников органов следствия и прокуратуры. По его словам, сейчас они, напротив, зачастую стараются добиться обвинения предпринимателей, потому что считают это правильным.
"Нам нужно менять ментальность сотрудников прокуратуры и следствия. Если мы этого не сделаем, они у нас будут мыслить так же, как мыслили примерно в 70-80-е годы, когда само слово "спекуляция" рассматривалось как преступление. Это сидит в подкорке у очень большого количества лиц", - сказал Медведев. Он отметил, что спекуляция, например на биржах, является совершенно законной деятельностью по извлечению прибыли.
"Мне кажется, нужно очень серьезно стараться изменить мышление сотрудников правоохранительных органов. Без этого наши попытки просто реформировать эту систему будут безуспешны", - сказал президент.