Новая пенсионная реформа: на что будут жить российские старики в 2050г
"Загадывать пенсионную реформу с расчетом на 38 лет вперед не очень правильно", - комментирует инициативы Минздравсоцразвития и Пенсионного фонда РФ по новой пенсионной реформе доктор экономических наук, председатель экспертного совета ОПОРЫ РОССИИ Никита Кричевский. Сложно предугадать, каким будет уровень жизни в стране через несколько десятков лет, а также на каком этапе развития будет российская экономика. Говоря о возможном изменении возраста выхода на пенсию, более правильным было бы рассматривать перспективу повышения пенсионного возраста до 63 лет у мужчин и 60 у женщин к 2030г. или же сделать время выхода одинаковым. Это обусловлено тем, что мужчины живут на пенсии 14 лет, а женщины в среднем 23 года. Обсуждать повышение возраста за 20 лет до непосредственного вступления закона в силу - нормальная мировая практика, отмечает Н.Кричевский.
В качестве примера эксперт приводит опыт США, где о повышении пенсионного возраста до 65 лет было заявлено за 17 лет до вступления данного изменения в законную силу. Таким образом, момент реализации заявленных планов не вызвал социальных потрясений в обществе. В этом отношении идея повышения пенсионного возраста в России к 2030г. до 63 лет выглядит, по мнению аналитика, здравой. Касаясь вопроса повышения минимального трудового стажа до 40-45 лет, Н.Кричевский призывает руководствоваться логикой. В настоящее время пенсия рассчитывается исходя из пенсионных взносов, а не из размера трудового стажа: "То есть сколько за человека перечислили, столько он в пересчете по пенсионной формуле будет получать. Перечислили 100 тыс. руб., значит, он будет получать пенсию исходят из 100 тыс., перечислили 100 млн, значит, он будет получать исходят из 100 млн. При этом совершенно не важно, сколько лет он работал: минимальный стаж - 5 лет, а дальше все зависит от суммы взносов, от расчетного пенсионного капитала, который сформирован на дату выхода на пенсию. То есть формально человек может работать и 5 лет, и 10 лет, и 15 и при этом накопить достаточно средств для выплаты трудовой пенсии по старости", - комментирует эксперт. Что касается возможности отмены обязательной накопительной компоненты и перевода ее в добровольный формат, то причину этого Н.Кричевский видит в дефиците бюджета Пенсионного фонда, который спровоцирован самим государством.
В данном случае речь идет о разовом пересчете пенсионных прав тех, кто работал в советский период, посредством субсидирования выплат тем, кто выходит на пенсию досрочно в 50 лет, то есть льготным категориям работников. Между тем, по расчетам самого ведомства, на данный момент дефицит бюджета Пенсионного фонда России составляет 2% ВВП. В ближайшие годы он увеличится до 2,4% и будет находиться на этом уровне на протяжении многих лет. Таким образом, о цифрах в 5-10% ВВП речь не идет. В связи с этим необходимости в отмене обязательного накопительного компонента и пересчете тех самых 6% от фонда заработной платы в Пенсионный фонд России, нет, считает эксперт. В целом Н.Кричевский отметил, что на данный момент в пенсионной системе существует большое количество недоработанных вопросов. В частности, правила размещения накоплений, порядок выплаты пенсионных накоплений - это все нуждается в существенной доработке, резюмирует эксперт.