Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Предприниматели обсудили «Региональную программу развития торговли на территории Санкт-Петербурга на 2012-2015 годы»

Предприниматели обсудили «Региональную программу развития торговли на территории Санкт-Петербурга на 2012-2015 годы»

О текущей ситуации развития сферы торговли и услуг в Санкт-Петербурге, а также о перспективах на 2012-2015 годы говорили вчера в «Доме предпринимателя» на заседании, организованном Общественным Советом по развитию малого предпринимательства при Губернаторе Санкт-Петербурга.

В мероприятии приняли участие: Екатерина Занозина – и. о. заместителя председателя Комитета экономического развития, промышленной политики и торговли, Лидия Мамон – и. о. начальника Управления развития торговли и услуг Комитета экономического развития, промышленной политики и торговли, Наталия Лагунова - главный специалист отдела развития торговли Управления развития торговли и услуг Комитета экономического развития, промышленной политики и торговли, Елена Церетели – председатель Общественного Совета по развитию малого предпринимательства при Губернаторе Санкт-Петербурга.

Екатерина Занозина, представляя «Региональную программу развития торговли на территории Санкт-Петербурга на 2012-2015 годы» отметила, что данный документ должен стать «живым» организмом, который будет корректироваться и дополняться предпринимателями.

Говоря о текущей ситуации развития торговли и услуг, Екатерина Занозина подчеркнула, что сфера торговли формирует практически пятую часть валового регионального продукта, являясь одной из основных бюджетообразующих отраслей Санкт-Петербурга, обеспечивает рабочими местами каждого пятого петербуржца, занятого в городском хозяйстве (21,7 процента от всего занятого населения Санкт-Петербурга).

В соответствии с отчетом КЭРППиТ о социально-экономическом развитии Санкт-Петербурга за 2011 год оборот оптовой торговли в январе-декабре 2011 года увеличился на 10,8 процентов по сравнению с аналогичным периодом 2010 года. Таким образом, оборот оптовой торговли на территории Санкт-Петербурга показывает уверенный темп роста независимо от государственного регулирования данного вида торговой деятельности. В то время как оборот розничной торговли, являющейся социально значимой сферой экономики Санкт-Петербурга, увеличился за 2011 год лишь на 3,6 процентов.

Санкт-Петербург занимает третье место среди субъектов Российской Федерации после Москвы и Московской области по обороту розничной торговли за 2010 год.

Инфраструктура организаций торговли и услуг в Санкт-Петербурге представлена организациями различных типов, видов, форм и форматов, и включает более 16,5 тысяч предприятий розничной торговли, 8,9 тысяч предприятий бытового обслуживания и порядка 7,0 тысяч предприятий общественного питания.

Сегодня в Санкт-Петербурге функционирует 160 комплексов мелкорозничной торговли, а также более 3 тысяч отдельно стоящих объектов мелкорозничной торговли, число которых в летний период увеличивается на 1,5-2 тысячи.

За период реализации Плана на 2008 - 2011 годы количество организаций сферы торговли увеличилось в 1,2 раза или на 5,5 тысяч предприятий, в том числе розничной торговли – на 2,7 тысячи, общественного питания - на 1,0 тысячу, бытового обслуживания – на 1,8 тысяч.

С 2007 года наблюдается переориентация населения Санкт-Петербурга с приобретения товаров на розничных рынках на приобретение товаров в магазинах, вследствие чего, уменьшаются на 4,0 процента объемы продаж товаров на розничных рынках и увеличиваются на 6,0 процентов объемы продаж в магазинах.

Структура формирования оборота розничной торговли на конец 2011 года характеризуется следующими показателями: доля коммерческих организаций, не относящихся к субъектам малого и среднего предпринимательства, составляет 77,0 процентов, субъектов среднего предпринимательства – 2,0 процента, субъектов малого предпринимательства – 16,0 процентов, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих торговую деятельность вне рынков – 3,0 процента, продажа товаров на розничных рынках и ярмарках – 2,0 процента.

По данным Росстата по итогам 2010 года Санкт-Петербург занимал первое место среди регионов России по доле торговых сетей в розничных продажах, со значением в 46,7 процентов при обороте розничной торговли в расчете на душу населения 141,3 тыс. руб., в то время как доля торговых сетей в розничных продажах Москвы составляет 14,2 процентов при обороте розничной торговли в расчете на душу населения 250,4 тыс. руб. Необходимо отметить, что данная тенденция продолжает сохраняться, доля торговых сетей в формировании оборота розничной торговли торговых организаций в Санкт-Петербурге по итогам 2011 года продолжает оставаться на очень высоком уровне и составляет 51,5 процента, в то время как в Москве – 21,7 процента, а в целом по России – 18,5 процентов.

Уверенный рост доли сетевых организаций торговли на рынке Санкт-Петербурга приводит к установлению монополии сетевых организаций торговли, что позволяет таким организациям диктовать производителям и поставщикам условия выхода на рынок сбыта. Как следствие, это влечет повышение соответствующих затрат производителей и сказывается на торговой наценке на товары. Так, по данным Федеральной антимонопольной службы России, выплаты поставщиков в пользу торговых сетей в среднем составляют от 5 до 40 процентов от общего количества затрат на производство товаров.

На сегодняшний день основным каналом сбыта продовольственных товаров для отечественных производителей остаются крупные торговые сети ввиду слабо развитых альтернативных форм торговли. Самостоятельный выход на рынок сбыта для отечественных  товаропроизводителей затруднен в связи со значительным объемом затрат, связанных с выходом на рынки сбыта, что влечет за собой удорожание продовольственных товаров.

По обеспеченности населения торговыми площадями Санкт-Петербург на сегодняшний день занимает одну из лидирующих позиций в России. В то время как во многих районах Санкт-Петербурга население испытывает недостаток отдельных типов организаций торговли и услуг: продовольственных магазинов-дискаунтеров, универсальных магазинов малых торговых площадей, булочных, хозяйственных магазинов, магазинов эконом-класса по продаже одежды и обуви, галантерейных товаров, товаров для ремонта квартир, недорогих ателье, химчисток и прачечных, мастерских по ремонту обуви, металлоремонту, парикмахерских эконом-класса, предприятий общественного питания эконом-класса.

Затрудняют ввод в действие новых хозяйствующих субъектов на рынок розничной торговли продовольственными товарами в Санкт-Петербурге как экономические, так и административные барьеры. К экономическим барьерам относится отсутствие свободных от арендных отношений и привлекательных с точки зрения проходимости объектов недвижимости. Административные ограничения заключаются в долгосрочности процедуры получения прав на аренду объектов недвижимости.

В рамках реализации Плана на 2008 – 2011 годы была продолжена реализация Плана организации розничных рынков на территории Санкт-Петербурга. На сегодняшний день в Санкт-Петербурге действует 22 розничных рынка на 6 700 торговых мест, из них 17 специализированных по реализации сельхозпродукции, 2 универсальных, 2 вещевых, 1 по реализации продовольственных товаров. За счет средств бюджета Санкт-Петербурга построен и открыт в 2009 году специализированный (непродовольственные товары) розничный рынок в Калининском районе Санкт-Петербурга, в 2011 году построен и открыт в 2012 году Хасанский рынок в Красногвардейском районе Санкт-Петербурга.

В целях развития конкуренции, продвижения товаров отечественных производителей продолжается обеспечение населения Санкт-Петербурга сельскохозяйственной продукцией, произведенной в Санкт-Петербурге и Ленинградской области.

В сезон массового сбора урожая организуются и проводятся сезонные базары, ярмарки выходного дня. В 2011 году организованы и проведены более 350 сезонных базаров, «Праздников урожая», ярмарок выходного дня с организацией культурно-массовых мероприятий, которые посетило около 500 тысяч человек. География участников с каждым годом становится шире и включает Ленинградскую, Вологодскую, Псковскую, Новгородскую области и другие регионы Российской Федерации, а также Республику Беларусь. Для сравнения, в 2007 году в 48 сезонных базарах и ярмарках участвовали только производители сельскохозяйственной продукции Ленинградской области.

В целях реализации излишков выращенной продукции для садоводов и огородников Санкт-Петербурга и Ленинградской области в сезон урожая 2011 года садоводам и огородникам представлено более 1,5 тысяч торговых мест на продовольственных и сельскохозяйственных рынках, территориях комплексов мелкорозничной торговли для реализации сельскохозяйственной продукции на льготной основе.

Организована и проведена с 14.12.2009 по 07.01.2010 V ежегодная Рождественская ярмарка в Санкт-Петербурге, рамках которой прошел благотворительный аукцион коллекции картин «Детская азбука».

14.01.2012 завершилась VI ежегодная Рождественская ярмарка, которая впервые стала международной: более двух миллионов посетителей ярмарки смогли познакомиться с традициями 14 стран и попробовать их национальные блюда.

Для развития конкурентных отношений и сдерживания роста цен на основные продовольственные товары осуществляется взаимодействие и сотрудничество с другими регионами и странами, в том числе, на основе соглашений, как, например, на основе Программы торгово-экономического, научно-технического и гуманитарного сотрудничества между Правительством Санкт-Петербурга Российской Федерации и Правительством Республики Белоруссии на 2009-2011 годы. В рамках ее реализации в 2011 году проведены выставки-ярмарки товаропроизводителей Республики Беларусь по 54 адресам.

В Санкт-Петербурге наряду с продажей товаров в розничных торговых предприятиях немаловажное место в торговле занимают внемагазинные формы торгового обслуживания. 

Сфера бытового обслуживания в Санкт-Петербурге, в основном, представлена субъектами малого предпринимательства, удельный вес которых составляет более 90 процентов, причем на долю индивидуальных предпринимателей приходится более 30 процентов.

Объем бытовых услуг за 2011 год составил 18 186,0 млн. рублей, что на 1,9 процента выше 2010 года в сопоставимых ценах и по отношению к 2007 году выше на 62,5 процента в фактических ценах (11 191,0 млн. рублей).

Важным направлением государственного регулирования сферы торговли является защита прав потребителей, которая наиболее остро проявляется в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов.

В определенной мере это связано с развитием пищевых технологий, появлением генномодифицированных продуктов и наноматериалов, новых видов сырья, функциональных ингредиентов и технологических добавок, композитных упаковочных и контактирующих с пищевым продуктом материалов, оказывающих неоднозначное воздействие на здоровье людей, особенно так называемых «групп риска».

В рамках реализации Плана на 2008 – 2011 годы проводился анализ обращений граждан по вопросам защиты прав потребителей. Результаты мониторинга используются при планировании мероприятий по защите прав потребителей. Наибольшее количество обращений граждан содержат вопросы, касающиеся низкой информированности горожан в вопросах претензионной работы по защите прав потребителей, низкого качества товаров и завышения цен на пищевые продукты. Таким образом, можно сделать вывод о низком уровне доверия населения Санкт-Петербурга к качеству товаров, представленных на рынке города.

Цель «Программы развития торговли на территории Санкт-Петербурга на 2012-2015 годы» - создание условий для максимально полного удовлетворения спроса населения на качественные и безопасные товары и услуги первой необходимости по доступным ценам путем развития различных типов предприятий торговли, повышения конкурентоспособности предприятий торговли и престижа профессий в сфере торговли в Санкт-Петербурге.

Как отметила Екатерина Занозина, для достижения поставленной цели Программа предусматривает решение следующих взаимосвязанных задач:

1. Создание благоприятных условий для развития конкуренции в сфере розничной торговли отдельными видами социально значимых продовольственных товаров первой необходимости.

2. Обеспечение сбалансированного развития инфраструктуры сферы торговли.

3. Создание условий для обеспечения защиты прав потребителей в Санкт-Петербурге.

4. Повышение престижа профессий в сфере торговли в Санкт-Петербурге.

Остается добавить, то на реализацию Программы из бюджета Санкт-Петербурга выделено 1 836 865,8 тыс. руб., в том числе:

 

  • 2012 год - 436 398,5 тыс. руб.;
  • 2013 год - 456 236,2 тыс. руб.;
  • 2014 год - 447 164,9 тыс. руб.;
  • 2015 год - 497 066,2 тыс. руб.
Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости