Фракция «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ» провела круглый стол «Вступление России в ВТО: кто выигрывает?»
19 апреля в Государственной Думе состоялся круглый стол на тему «Вступление России в ВТО: кто выигрывает?», организованный фракцией «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ» в Государственной Думе. В дискуссии приняли участие заместитель Председателя Государственной Думы, Председатель партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ Николай Левичев, первый заместитель председателя Комитета по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству Михаил Емельянов, заместитель министра сельского хозяйства РФ Олег Алдошин, представители Министерства экономического развития, бизнеса и экспертного сообщества.
Открывая круглый стол, Николай Левичев отметил, что столь представительный состав собравшихся еще раз подчеркивает, что проблема вступления России в ВТО относится к числу наиважнейших для перспектив развития нашей страны. Парламентарий констатировал, что в последнее время за выборными коллизиями эта важная тема оказался в некоторой тени по сравнению с вопросами политического свойства. С другой стороны, после подписания Протокола о вступлении России в ВТО в обществе уже появилось немало противников этого шага.
Депутатам Государственной Думы, подчеркнул Николай Левичев, уже в самое ближайшее время потребуется ратифицировать этот Протокол, или отказаться от его ратификации. В этом плане каждый день дорог, но каждый день приносит все меньше определенности. Одни преподносят вступление в ВТО как чуть ли не попадание в рай, однако в то же время все громче звучит голос тех, кто считает, что для нашей страны это чуть ли не гиена огненная, и минусы присоединения России к Всемирной торговой организации явно перевешивают плюсы.
Николай Левичев сослался на статью авторитетного экономиста Руслана Семеновича Гринберга «Присоединение России в ВТО: pro et contra», который профессиональным образом обратил внимание на эту дискуссию. Первая часть статьи называется «Почему России не следует вступать в ВТО», вторая – «Почему Россия должна быть членом в ВТО». В каждой из этих частей убедительно доказываются противоположные тезисы. А в итоге Руслан Семенович делает вывод: ВТО – это ни что иное, как просто инструмент. «Мы должны понимать, в чьи руки этот инструмент попадает. И здесь сугубо экономическими рассуждениями, выводами, соображениями не обойтись»,- подчеркнул Левичев, добавив, что цель подобных инструментов – нечто большее, чем собственно индексы экономического роста.
Не остается незамеченным, отметил политик, что бесспорным лидером по упоминанию в информационном пространстве в качестве главного выгодоприобретателя вступления России в ВТО являются американские компании. Между тем, сегодня, в период президентской кампании, складывается ощущение, что США сами не могут определиться со своей экономической политикой. «США совершенно не связывают с ВТО и новыми членами этой организации надежды на экономический рост собственной страны»,- напомнил Николай Левичев.
Заместитель Председателя Государственной Думы заявил, что фракция «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ» уже давно искала единомышленников для более широкого обсуждения проблемы вступления России в ВТО, но до некоторых пор оставалась в меньшинстве. Фракция уже призывала Председателя Правительства РФ Владимира Путина если уж не перекрывать себе доступ в ВТО, то хотя бы интегрироваться в эту организацию медленно и последовательно, обозначив этапы этого вступления, обеспечив гарантии защиты отечественного производителя, сохранения протекционистских мер. «Сегодня интерес к этой проблеме вырос. Уже слышны инициативы вынести этот вопрос на общероссийский референдум»,- констатировал Левичев.
Пожелав участникам круглого стола конструктивного обсуждения, Левичев заметил, что перед собравшимися стоит задача по формированию рабочей группы, которая к моменту ратификации документа в парламенте могла бы подготовить обобщенную «дорожную карту» мер, без принятия которых можно было бы требовать повременить с ратификацией договора.
Заместитель руководителя фракции «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ», первый заместитель председателя Комитета по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству Михаил Емельянов подчеркнул, что проблема вступления России в ВТО приобретает политический характер. Растет скепсис по поводу целесообразности этого вступления на согласованных условиях. Дело в том, что РФ, по сути, пытается игнорировать опыт других стран. Китай, Индия и другие государства вначале производили модернизацию экономики, и лишь затем ее открывали.
Он также сказал: «А вот Россия вступает в ВТО с немодернизированной экономикой. 70% основных фондов изношено. Как конкурировать с импортом? Очевидно, что после вступления в ВТО на подобных условиях упадет рентабельность предприятий. На какие средства модернизировать экономику, если основной ресурс модернизации – средства самих предприятий?».
По словам Михаила Емельянова, на данный момент он не услышал ни одного внятного аргумента за вступление РФ в ВТО.
Говорят, например, что без ВТО наша промышленность не сможет модернизироваться, не будет конкурентоспособной. Однако, подчеркнул Емельянов, на это влияет слишком много факторов, включая курс валюты, налоговую систему, и т.д. «Заявление, что без ВТО мы не сможем модернизироваться – это оскорбление наших предпринимателей», - отметил депутат, добавив, что последние 20 лет обрабатывающая промышленность и сельское хозяйство находились в жестких условиях, и на модернизацию просто не хватало средств.
Другой популярный аргумент – от вступления РФ в ВТО выиграет потребитель. «Но чтобы человек стал потребителем, он должен стать работником, зарабатывать деньги. Должно появиться большое количество высокодоходных, оплачиваемых рабочих мест»,- сказал Емельянов, отметив, что интеграция в ВТО этому может помешать.
Еще один аргумент: без ВТО мы не примем законов, которые улучшат инвестиционный климат. «Но неужели нам необходима какая-то палка, чтобы принимать эти законы?», - сказал он.
Впрочем, в конце своего выступления Михаил Емельянов признал, что «ВТО – это ужас, но не ужас-ужас-ужас». «Нам, по крайней мере, необходимо понять, какие средства остаются у РФ для защиты производителей, как нам реформировать валютно-кредитную и налоговую политику, чтобы мы воспользовались преимуществами ВТО и не потеряли собственную промышленность»,- резюмировал Емельянов.
Заместитель министра сельского хозяйства РФ Олег Алдошин согласился с тем, что тема вступления России в ВТО на сегодняшний день является одной из самых актуальных, обсуждаемых и интересных для нашего общества.
Олег Алдошин констатировал, что, даже не являясь членом ВТО, РФ уже сейчас является активным участником интеграционных процессов на региональных и мировых рынках. Россия сформировала Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭс), стала активным членом Таможенного союза, Единого экономического пространства, подписала целый ряд соглашений о зонах свободной торговли. «Эти процессы направлены на то, чтобы унифицировать правила, регулирующие внешнюю торговлю, с целью увеличения внешнеторгового оборота, росту экономики»,- сказал Алдошин.
По его словам, уже в ближайшее время парламенту предстоит решить вопрос, будем ли мы продолжать играть на этих рынках по отдельным, индивидуальным правилам, либо будем жить по универсальным, гармонизированным стандартам, которые сейчас применяются в отношении 95% товаров, торгуемых на мировых рынках, и по которым живут 153 страны в мире.
Несомненно, признал заместитель министра, весьма чувствительными вопросами в контексте вступления в ВТО являются вопросы развития сельского хозяйства, торговли сельхозпродукцией. Это абсолютно естественно, ведь агропромышленный комплекс напрямую связан с обеспечением продовольственной безопасности, социальной стабильности.
Говоря о ситуации в отрасли, Олег Алдошин отметил, что за последние шесть лет объем производимой сельхозпродукции вырос на 30%, налицо положительная динамика развития. РФ вышла на внешние рынки, восстановила экспортные возможности, подходит к уровню самообеспеченности по основным позициям. «Наша основная задача – добиться того, чтобы в условиях членства в ВТО положительная динамика в отрасли сохранилась»,- отметил Алдошин.
Он подчеркнул, что принимаемые РФ обязательства касаются трех ключевых моментов: совокупного уровня господдержки, правил доступа на внутренний рынок, и применения санитарных и фитосанитарных мер. Однако ни по одной из этих позиций чиновник не видит принципиальных рисков. Например, есть конкретные механизмы, чтобы «переформатировать» господдержку, отказавшись от прямого финансирования, но помогая производителям с помощью косвенных механизмов. Что касается открытия рынка, то РФ сохранит тарифные квоты по ключевым позициям, по остальным же остается возможность применения специальных защитных средств, введения компенсационных пошлин. Наконец, касательно применения санитарных и фитосанитарных мер, то в части этих обязательств опасностей нет вообще.
«В любом случае, будем оперативно мониторить ситуацию, чтобы оперативно реагировать на возникающие риски»,- заверил собравшихся Олег Алдошин.
Далее о своем видении перспектив вступления РФ в ВТО рассказали представители Министерства экономического развития, бизнеса и экспертного сообщества. По итогам круглого стола участники приняли рекомендации.