Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Автомобиль заправлен, но не едет

Автомобиль заправлен, но не едет

Развитие малых инновационных предприятий при вузах буксует, как автомобиль на обочине. Вроде и топливо есть, и машина исправна, а движения нет. Почти три года прошло с момента принятия ФЗ-217, закона, позволяющего вузам открывать малые инновационные предприятия (МИП) и коммерциализировать научные разработки. Закона, которого научное сообщество ждало с нетерпением и на который возлагало большие надежды. Надежды не оправдались.
Закон есть, порядка нет

На сегодняшний день возможностями, предоставленными ФЗ-217 воспользовался 241 вуз, создав 1520 хозяйственных общества. Научно-исследовательские институты проявляют меньший интерес: 55 НИИ создали 73 предприятия. По словам директора Аналитического центра университетских инноваций Николая Колесникова, около четверти действующих малых предприятий при вузах не соответствуют федеральному законодательству, то есть ФЗ-217, благодаря которому они и были созданы.

При этом, по мнению эксперта, проблемные зоны вокруг вопроса множатся и развиваются, превращаясь уже в проблемные кластеры. Ответа на основной вопрос «Как создать МИП при вузе» закон не дает. Скорее, наоборот – отсутствие практики, четко прописанных процедур и регламентов приводит к правовым коллизиям.

«Нет документов, отсутствует арбитражная практика, и практика рассмотрения административных нарушений в разных инстанциях, - перечисляет господин Колесников. – Перед нами чистое поле и отсутствие методических указаний. Последние два года идет разброд и шатание, все делают, как хотят. В то же время ректорский корпус осторожничает – если не понимают, то не делают».

Облачные перспективы

Среди вопросов, которые назрели в период действия ФЗ-217: Что делать с долями вузов у кот есть предприятия зарубежом? Что делать, если необходимо изменить уставной капитал на следующий день после получения регистрации? Так же вузы сталкиваются с тем, что ФЗ-217 делает венчурные инвестиции в малые инновационные предприятия рискованными, это осложняет взаимоотношения с инвесторами. В законе не прописано взаимодействие нескольких вузов, участвующих в проекте, не отработаны механизмы регулирования конфликта интересов. Кроме этого, МИПы не могут использовать товарный знак вуза, что существенно облегчило бы им выход на рынок.

Нормативно-правовая база относительно создания и ведения хозяйственной деятельности малых предприятий при вузах размыта настолько, что, по словам эксперта, конкурент компании, поставив задачу убрать компанию с рынка, сможет сделать это в 90% случаев.

«Правила можно не соблюдать только до первого регулировщика, - говорит Андрей Колесников. - Кто им будет – неизвестно. Возможно, банковский комитет или юридическая служба инвестора». Пока нет четкого документа и свода правил, перспективы у развития МИП при вузах облачные. «Наш автомобиль заправлен, но не едет, - приводит метафору эксперт. – Этому способствует масса противоречий и отсутствие административного регламента».

Ноу-хау удобнее

В 2010 Правительство РФ выпустило постановление «О государственной поддержке развития инновационной инфраструктуры…», которым предусматривалось выделение бюджетных ассигнований вузам, прошедших конкурсный отбор, в том числе и на поддержку МИПов. Однако и эта программа показывает свою неэффективность. Например, среди критериев, означающих успешное освоение бюджетных средств вузом, значится количество результатов интеллектуальной деятельности (РИД). По словам председателя наблюдательного совета НП «Национальная гильдия инновационных менеджеров» Алексея Власова, гильдия проводила аналитическую работу, связанную не только с коммерческими перспективами проектов МИП, но собирала и анализировала информация о лояльности вузов, о возможных программах господдержки и т.д.

В итоге, выводы исследования делались на информации, собранной с 56 вузов – сильнейших в России.

При создании малого инновационного предприятия вуз на правах соучредителя вносит свою долю в уставной капитал компании. Доля эта представлена правом на использование результата интеллектуальной деятельности (РИД), исключительными правами на которое обладает вуз. Собственно, поэтому рост числа РИДов на балансе вуза стал одним из критериев оценки реализации программы. Осваивая бюджетные средства, вузы охотно вносили на свой баланс новые РИДы. Но чаще всего – ноу-хау. Алексей Власов объясняет это тем, что так удобнее - не надо идти в Роспатент, оформлять бумаги и т.д. Надо просто поставить ноу-хау на баланс вуза, заключить лицензионный договор и можно использовать в качестве вклада в уставной капитал МИПа.

Вузы ставят на баланс самые разные РИДы, рассказывает господин Власов. При этом, у каждого пятого РИДа, поставленного на баланс, не была проведена оценка коммерческой перспективы. То есть каждый пятый РИД ставился на баланс ради постановки на баланс.

Перспективность результатов интеллектуальной деятельности тоже оценивалась, мягко говоря, неточно. Больше трети вообще не подвергались оценке на перспективность, оценка на уровне бизнес-планов – качественно невысокая. Таким образом, 2\3 РИД, которыми отчитываются вузы в освоении бюджетных средств программы, коммерчески не оценивалась.

Путешествующие кадры

Еще одним критерием эффективного освоения средств Постановление предусматривает стажировки профессорско-преподавательского состава и сотрудников вуза зарубежом. С точки зрения законодателя, зарубежные стажировки должны были стать отличным стимулом для повышения квалификации, обменом опытом и т.д. в сфере инновационного предпринимательства и инфраструктуры. Однако, как показал анализ Гильдии инновационных менеджеров, только 20% стажировавшихся имели отношение к малым инновационным предприятиям или инновационной инфраструктуре. Остальные путешествующие - научные кадры, не имеющие к инновациям никакого отношения.

У большинства МИПов 2\3 выручки уходит на выплату заработной платы сотрудникам. Основной штат сотрудников – студенты и аспиранты вуза. В среднем в каждом МИП трудится около 4 человек. Те 1,5 тысячи МИПов создали около 6 тысяч рабочих мест. Средняя заработная плата в МИПе – 7-8 тысяч рублей.

Таким образом, проанализировав данные, Гильдия инновационных менеджеров пришла к выводу, что в большинстве МИПов после уплаты налогов и выплаты зарплаты больше ничего не остается. Следователь, выжить такие МИПы могут в трех случаях:

  • Грантовое развитие;
  • МИП не нацелен на дальнейшее развитие вообще;
  • Настолько тесно связан с вузом, что может в любой момент рассчитывать на его материально-финансовую поддержку.

Выходит, что дело не только в несовершенстве законодательства, но и в его исполнении. Следовательно, работу по оптимизации правовой базы и успешных практик необходимо вести как сверху, так и снизу.

 

Выпускающий редактор ОПОРЫ-КРЕДИТ Екатерина Дегтярева

Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости