Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Два крупных экономиста высказались по теме оттока капитала из России

Два крупных экономиста высказались по теме оттока капитала из России

Отток капитала из России за последние пять лет превысил $ 300 млрд. Эту тему 14 апреля обсуждали эксперты на экономической конференции "Западная Сибирь: экономика, регион, инвестиции". По их данным, в 2008 году из России было вывезено $ 133,7 млрд., в 2009-м — $ 56,1 млрд., в 2010 году — $ 35,3 млрд., в 2011-м — $ 80,5 млрд., а только в I квартале 2011 года — $ 35,1 млрд. Два крупных макроэкономиста, не оспаривая цифры сами по себе, не сошлись, однако, во мнениях о причинах такого вывода средств из российской экономики.
Евгений Гавриленков,
управляющий директор, главный экономист инвестиционной компаний "Тройка Диалог":

Я, честно говоря, не вижу в оттоке капитала из России за рубеж слишком больших проблем. Что такое отток капитала? Это означает, что кто-то делает сбережения. Когда в 2004–2007 годах Минфин формировал резервный Стабилизационный фонд, это тоже была форма оттока капитала. Денег было слишком много. Эффективно наши институты переварить такие средства не могли. Поэтому встал вопрос о том, что деньги нужно где-то сберегать. Другое дело, что сейчас эти средства в условиях отрицательных процентных ставок стоят уже меньше. Но это тема отдельного разговора.

У любого оттока капитала есть какая-то ресурсная база: должно быть либо внутреннее кредитование, либо избыточная экспортная выручка, которую мы действительно наблюдали. В прошлом году получился довольно интересный эффект. По итогам 2011 года профицит бюджета составил примерно 440 млрд. рублей. Но Минфин практически весь этот профицит вернул в систему, предлагая банкам кредиты под 6,2–6,3%. Это был мощный источник ликвидности.

Центробанк, в свою очередь, не решился на серьезное расширение кредитования. Почему он этого не сделал? Потому что в системе недостаточно залога, недостаточен рынок гос­облигаций, для того чтобы ЦБ мог полностью изменить свою политику — с насыщения экономики и ликвидности через накопление золотовалютных резервов и интервенций на валютном рынке на нормальный механизм рефинансирования. То есть тот объем гособлигаций, который традиционно используется в качестве залога, был совсем невелик, потому что большую часть прошлого десятилетия бюджет был профицитный, шло накопление средств. Таким образом, Минфин стал основным поставщиком ликвидности. Это и явилось базой для оттока капитала. Особенно когда в начале августа возникли какие-то страхи по поводу коллапса еврозоны, отказа от евро как валюты. Страхи оказались преждевременны. Но они сыграли свою роль.

Многие партии будут создаваться ради амбиций
Андрей Черепанов,
директор некоммерческого учреждения разработки и реалии эффективных реформ "Проект национального развития":

Действительно, происходит отток капитала. За I квартал этого года — около $ 35 млрд., а за десятилетие премьерства Путина — около $ 340 млрд. ушли из страны. Можно это, конечно, представлять как отсутствие возможности эффективного инвестирования. Но я думаю, основная причина здесь в том, что наша экономика не может развиваться эффективно. И это обусловлено двумя факторами. Первый — это безграмотная курсовая политика: в Россию инвестировать крайне опасно, потому что курс валюты может двинуться в любую сторону, а это, в свою очередь, привести к тому, что производимая продукция инвестора станет неконкурентоспособной и принесет убытки владельцам. Поэтому значительно выгоднее строить заводы за рубежом, производить продукцию там. И второй фактор, даже более важный, — это практически полное отсутствие защиты частной собственности. Предприниматели в нашей стране не только не защищаемый, но и гонимый народ. Они активно подвергаются репрессиям. Примерно каждый шестой предприниматель попадал под уголовную статью. Эта цифра грандиозная, которая показывает, что, к сожалению, работать в экономике нашей страны довольно опасно. Если сегодня в стране и есть какой-то рост, то он во многом основывается на увеличении капиталовложений в госпредприятия.

Наша власть фактически приватизировала государственные институты: суды, правоохранительные органы, избирательную систему, СМИ, в основном центральные телеканалы. Мы скатились на 143-е место в рейтинге восприятия коррупции из 183 стран мира. Очень искажена конкуренция. Это происходит из-за того, что активно развиваются государственные корпорации. Их сейчас восемь. Разумеется, очень сложно обычному, малому и среднему, бизнесу выживать в таких условиях. Если, например, взять финансовую сферу, то пять крупнейших банков страны находятся во владении государства в разной степени и обладают порядка 60% объемов всей банковской системы. 

Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости