Депутаты о новой редакции законопроекта о «Федеральной контрактной системе»
Заместитель председателя Комитета по транспорту Сергей Тен: «Думаю, что в новой редакции проект закона о «Федеральной контрактной системе», представленный Министерством экономического развития, в полной мере отвечает главной идее - обеспечение эффективности закупки в целом.
Набивший оскомину ФЗ - 94 действует 6 лет и уже на протяжении пяти лет и строители, и дорожники ратуют за его отмену. Закон задумывался, в первую очередь, как антикоррупционный. В результате, доступ к участию в конкурсах сегодня имеют недобросовестные подрядчики.
К сожалению, «отфильтровать» их через саморегулируемые организации, как это задумывалось государством ранее, не удается: вступить в СРО можно любому, кто готов заплатить взнос. Да и экономия на цене не всегда достигается: нередки случаи проведения конкурсов с завышенной ценой. По статистике прошлого года: общий размер экономии бюджета при размещении заказов в 2011 году составил порядка 318 млрд руб. при общей стоимости заключенных контрактов 6,4 трлн руб. 59% закупочного бюджета составили закупки у единственного поставщика, то есть без проведения торгов. Не состоялись 64,1% всех аукционов, 57% конкурсов. Между тем, сфера госзакупок всё больше приобретает характер полноправной отрасли экономики, ежегодно на госзакупки направляется более 6 трлн рублей, еще 7 трлн – закупки госкорпораций и естественных монополий. Спрос госсектора - это 20% внутреннего спроса России. Это огромные средства, которые управляются государством, и они должны стать действенным механизмом эффективной экономической политики.
Краеугольный камень предложенной федеральной контрактной системы – нацеленность на результат. Вводится трехлетний горизонт планирования, антидемпинговая граница в 25 процентов, возможность изменения условий контракта. Главное, контроль и аудит. Для строительной отрасли особое значение имеет отбор участников торгов. Необходимо поддержать предусмотренную в проекте закона (Статья 30) норму, в соответствии с которой Правительство Российской Федерации вправе устанавливать в отношении отдельных видов закупок дополнительные единые требования к участникам процедур закупок, в том числе: наличие необходимой профессиональной и технической квалификации, финансовых ресурсов, оборудования, управленческой компетентности, опыта и деловой репутации, трудовых ресурсов.
Также считаю необходимым обязательное ведение Реестра недобросовестных поставщиков, предусмотренное законом. Уверен, необходимо проверять информацию о каждой подрядной организации, желающей участвовать в конкурсе. В зависимости от «истории» этой компании, ей можно предоставить выход на тендер или же, наоборот, ограничить доступ, если ранее строительство или ремонт выполнялись с нарушениями. На крупные, серьезные объекты должны претендовать надежные подрядчики, уже зарекомендовавшие себя. Надеюсь, все разногласия удастся преодолеть в ближайшее время. В том числе, с участием созданной в Государственной Думе рабочей группы по законопроекту о Федеральной контрактной системе».