С остановок уберут сигареты, соки и колготки
Ларьки под крышами остановок, в которых торгуют цветами, сигаретами, колготками, соком, журналами, мешают движению городского транспорта и подлежат сносу, считают власти Москвы. В ходе аукционов в городе останутся только отдельно стоящие торговые палатки. Владельцы остановочно-торговых модулей заявляют: без работы к 1 июля 2012 года окажутся около 20 тыс. человек. Они просят мэра столицы спасти их бизнес.
Столичные предприниматели просят мэра Сергея Собянина спасти ларьки на транспортных остановках. Московская торгово-промышленная палата отправила в его адрес уже два письма в защиту так называемых остановочно-торговых модулей (палаток, составляющих единый блок с каркасом остановок). По данным этой организации, остановки, совмещенные с палатками, появились в Москве примерно 10 лет назад в ответ на предложение самих столичных властей. Предприниматели тогда оказали городу в строительстве остановок финансовую помощь, а малый бизнес получил более 20 тыс. дополнительных рабочих мест.
Работодатели получили места по конкурсу и заключили договоры аренды земли и договоры с «Мосгортрансом». «Мы должны были следить и следили за остановками, как могли. Мыли их, срывали незаконно наклеенные объявления», — рассказала Виктория Смыкова, у которой было пять палаток по продаже цветов.
Весной прошлого года, когда город взялся за наведение порядка в розничной торговле, ларьки с остановок решили убрать. В новую схему размещения «нестационарных объектов торговли», которую разработала Москомархитектура, их не включили. Предприниматели утверждали, что законных оснований для расторжения договоров аренды нет, а договоры с «Мосгортрансом» продлены. Однако по суду город часть соглашений уже расторгнул, около 150 палаток снесены, сообщил «МН» председатель совета Гильдии инвесторов остановочных сооружений Владимир Паисов. Сегодня, по его данным, из 2 тыс. существовавших палаток под крышами городских остановок реально работают около 1500.
«Понятно, центр не надо перегружать, но спальным районам наши палатки нужны. У нас даже не палатки, а магазины — покупатель заходит внутрь, 20 кв. м — торговая площадь и 9 — остановочная, — рассказывает замдиректора ООО «Восток-Север» Аркадий Бажанов. В 30 точках фирма торговала хлебом, бытовой химией, сотовой связью, колготками, продуктами. Теперь их осталось 20. «Уже пришлось уволить 150 человек. Жаль, альтернативы не предлагают. Я бы мог приносить пользу городу, а так останусь на пенсии в 10 тыс. руб.», — рассуждает Бажанов. «Три палатки из пяти уже ликвидированы, компенсаций не дали, я уволила девятерых, все они москвичи. Но штаты сокращают и те, кто с нами сотрудничал, — оптовики, логисты, — говорит Смыкова. — Не знаю пока, что делать. На аукционах стартовая цена палатки в лучшем случае 1 млн руб., а так — 7, есть и 25. Я таких денег никогда в руках не держала».
Торгово-промышленная палата в конце февраля направила Сергею Собянину первое письмо и получила отрицательный ответ. В ответном письме, подписанном заммэра Андреем Шароновым, сказано: «Размещение торговых объектов на остановочных пунктах негативно сказывается на безопасности граждан, а также приводит к затруднениям движения в первую очередь пассажирского транспорта по улично-дорожной сети города».
Официальный представитель департамента торговли Анна Сергеева подтвердила «МН», что палатки, совмещенные с остановками, удалят с территории города. Поэтому они и не разыгрывались на аукционах, подобно другим ларькам, попавшим в новую схему. Владимир Паисов считает, что эти торговые точки несправедливо сочли «крайними». «Ведь палатки вокруг остановок остались, по ним проводились аукционы, — заявил он. — Если остановки действительно хотели очистить от торговли, надо было это делать полностью».
Председатель общественного движения «Комитет по защите прав автомобилистов» Алексей Дозоров сомневается, что палатки, совмещенные с остановками, ухудшают транспортную ситуацию. «Если кто-то паркуется на остановке и мешает проехать транспорту, это нарушение, но нельзя же ориентироваться на нарушителей. Некоторые бросают машину и вообще уходят в магазин», — сказал эксперт.
Беда в том, что, ликвидируя одно, власти ничего не предлагают взамен, считает эксперт по вопросам потребительского рынка московского отделения ОПОРЫ РОССИИ Татьяна Артемова: «Надо было бы продумать концепцию, что должно быть на остановке. Убрали палатки — дали возможность обслуживать автоматы по продаже билетов, платежные терминалы, например. Нельзя такое количество людей выбрасывать на улицу и не предлагать никакой альтернативы». Существование остановочно-торговых модулей должно прекратиться 1 июля 2012 года.