Правительство РФ одобрило проект закона о ФКС
Правительство РФ одобрило проект федерального закона о федеральной контрактной системе (ФКС), внесенный Минэкономразвития, такое решение было принято на заседании кабмина в среду.
Все новости экономики и бизнеса на сайте агентства Прайм >>
Глава Федеральной антимонопольной службы (ФАС) РФ Игорь Артемьев в конце апреля сообщил, что антимонопольное ведомство и Минэкономразвития России больше не имеют принципиальных разногласий по проекту закона о ФКС, хотя при доработке документа в Госдуме предстоит большая работа.
Ранее сначала премьер-министр, а затем президент утвердили разработанную Минэкономразвития реформу системы госзакупок, концептуальные подходы ФКС. Президент поручил правительству доработать документ и внести его в Госдуму к 1 июля.
Подготовленный документ, в частности, регламентирует весь закупочный цикл: планирование и прогнозирование государственных и муниципальных нужд, формирование и размещение заказа, исполнение контрактов и приемка контрактных результатов, мониторинг, контроль и аудит за соблюдением устанавливаемых требований. Предусмотрено также расширение линейки способов осуществления закупок за счет включения двухэтапного конкурса, конкурса с ограниченным участием и запроса предложений, которые должны позволить заказчикам более гибко учитывать особенности отдельных видов закупаемой продукции, а также рыночную конъюнктуру.
Документ также вводит механизмы упрощенного изменения условий контрактов и их расторжения, а также процедуры одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта по четко определенным основаниям, связанным с недобросовестными действиями поставщика. Установлен также ряд антидемпинговых мер, позволяющих отклонять заявки с необоснованно заниженными ценами.
Кроме того, предложены подходы к формированию организационной структуры контроля и аудита в сфере федеральной контрактной системы, в том числе функциональное распределение полномочий между уровнями власти и федеральными органами исполнительной власти. В результате реализации законопроекта будут созданы правовые основы для внедрения федеральной контрактной системы, способствующей качественному и своевременному удовлетворению государственных (муниципальных) нужд в товарах, работах и услугах.
Положениями документа реализован ряд поручений президента РФ - в том числе по механизмам мониторинга и аудита эффективности закупок на разных этапах, а также в вопросах персональной ответственности должностных лиц заказчиков за реализацию функций по обоснованию закупок, включая определение начальной цены контракта, ведению планов закупок, выбору способа осуществления закупки и приемке результатов исполнения контрактов.
Кроме того, проект закона отражает реализацию поручения президента в вопросе большей централизации закупок и организации совместных торгов по однотипным товарам для повышения эффективности закупок за счет оптимизации объемов поставок и снижения цен, а также по разработке прогнозных планов закупки новейшего оборудования, высокотехнологичной продукции и размещения таких планов на специальном интернет-портале.
Документ содержит пункты, касающиеся организационных и нормативно-правовых механизмов, направленных на повышение доли инновационной продукции при осуществлении закупок для государственных (муниципальных) нужд и упрощения порядка закупки научного и лабораторного оборудования, расходных материалов и образцов.
Замглавы Минэкономразвития Михаил Осеевский по итогам заседания правительства рассказал, что одобренный законопроект предусматривает обязанность госзаказчиков, муниципалитетов, бюджетных учреждений обнародовать свои планы закупок публично на общероссийском сайте на три года вперед, а на текущий год в более подробном плане-графике с указанием выбора процедуры закупок, методики расчета начальной цены и прочего.
Кроме того, законопроект вводит блок антидемпинговых мер. В случае снижения потенциальным участником своего предложения более чем на 25% от начальной цены, он должен будет предоставить дополнительные расчеты и обоснования такого снижения. Если его деятельность относится к саморегулируемым отраслям экономики, то нужно будет получить заключение саморегулируемой организации. В любом случае при снижении цены более чем на 25% устанавливается повышенная ставка обеспечения исполнения контракта в размере более 30% от его суммы.
Законопроект также предоставляет возможность заказчику в одностороннем порядке расторгнуть контракт без решения суда, если исполнитель его не выполняет. Исполнитель в этом случае может оспорить расторжение в надзорном органе или в суде.
Осеевский сообщил, что в ходе доработки законопроекта были устранены фактически все разногласия, имевшиеся между Минэкономразвития и ФАС и позиции двух ведомств существенно сблизились.
Он добавил, что работа над законопроектом будет продолжена уже на площадке Госдумы в комиссии под руководством зампреда Александра Жукова. "Мы очень рассчитываем, что первое чтение будет пройдено в рамках нынешней сессии", - добавил Осеевский.