Роспатент ощутил приближение ВТО
Роспатент опубликовал отчет о своей деятельности в 2011 году и проанализировал изобретательскую активность за этот период. Как пишет во вступительном слове к отчету глава Роспатента Борис Симонов, количество всех поданных заявок в отчетном году составило 111 099, а количество проведенных экспертиз и принятых по ним решений — 109 156, что превысило плановые показатели 2011 года. В прошлом году заметно активизировались иностранные изобретатели — подали 44 325 заявок против 40 412 тыс заявок в 2010 году, то есть почти на 10% больше. При этом по отдельным объектам интеллектуальной собственности, права на которую желали зарегистрировать в России иностранные граждане, произошел настоящий рывок. Например, на выдачу патента на полезную модель (то есть на новые устройства) иностранцы подали заявок на 30,1% больше, чем в 2010 году (657 заявок против 505 годом ранее). Получить патент на промышленный образец (то есть на дизайн изделия) в 2011 году иностранные изобретатели пытались 2284 раза, что на 13,3% больше, чем в 2010 году. Количество заявок на изобретения от иностранных заявителей в 2011 году увеличилось на 8,3%, до 14 919. На регистрацию товарного знака и знака обслуживания нерезиденты подавали 26 465 раз, что на 9,8% больше, чем в 2010 году.
В Роспатенте активизацию изобретателей, как иностранных, так и отечественных, объясняют главным образом собственными заслугами. Симонов сообщает о прозрачности Роспатента, о расширении мониторинга системы управления качеством экспертизы. Эксперты объясняют активность изобретателей из иностранных компаний другими причинами — скорым вступлением России в ВТО, снижением предпринимательской активности в Европе и фрагментацией российской промышленности. — Всплеск интереса иностранных компаний к России — это три буквы: ВТО, — говорит научный руководитель Инновационного института при МФТИ Юрий Аммосов. — Мы вступали в ВТО 20 лет и наконец вступили. Это означает, что Россия должна будет открыть доступ на рынок товарам, услугам и компаниям, которые раньше ограничивались. Иностранные компании начали подготовку к вхождению на рынок, который вскоре должен стать свободным. Одно из первых действий, когда входишь на рынок, — защитить свои нематериальные активы, чтобы избежать дополнительных издержек на судебные разбирательства со скваттерами. — Рост числа поданных заявок может быть связан с различными причинами, говорящими как о некотором улучшении инвестиционного климата, так и с точностью до наоборот, — об использовании инструментов патентования для решения субъективных задач, — считает партнер PricewaterhouseCoopers, руководитель практики по оказанию услуг компаниям сферы высоких технологий Наталья Мильчакова.
Вице-президент организации малого и среднего бизнеса ОПОРА РОССИИ Владислав Корочкин считает, что если изменения в предпринимательской активности и связаны с инвестклиматом, то скорее с его ухудшением в Европе, нежели с улучшением в России. А председатель Общероссийского движения «Развитие предпринимательства», депутат Госдумы Иван Грачев заметил, что российская промышленность фрагментируется и попадает в мировую систему разделения труда: — Если в целом идет деградация, то в медицине, биофарме наметился рост числа патентов. В силу военной истории российские биотехнологи, химики действительно конкурентоспособны. На эти сегменты и приходится больше всего патентов. Это отчасти признание потенциала страны, но есть и минусы. В развитых странах не всегда можно проводить испытания лекарств, и Россию используют, как полигон. Грачев считает, что развитие могло бы идти и быстрее, если бы в не стагнация в инновационном законодательстве. По его мнению, необходимо принять уже разработанный базовый законопроект «Об инновационной деятельности».