Быстрый старт и минимальный риск банкротства
По инициативе ОПОРЫ во Владимире прошёл образовательный семинар «Франчайзинг, как один из инструментов открытия и успешного функционирования бизнеса». Его провела генеральный директор компании EMTG, член совета директоров Российской ассоциации франчайзинга, учредитель премии «Золотой бренд» Екатерина Сойак.
Франчайзинг во всем мире развивается более века, а в России – всего 10-15 лет. Для тех, кто не знаком с этой формой ведения бизнеса, нужно дать пояснение. Итак, владелец какого-либо известного бренда (типичным пример – «Macdonald's») продаёт другим предпринимателям право использовать атрибуты торговой марки с условием соблюдения стандартов работы. Такое право называется франшизой, продавец – франчайзером, а покупатель франчайзи. Владимирцам известны такие франчайзинговые предприятия, как автозаправки «Лукойл» (большинство точек), кофейня «Шоколадница», супермаркеты «Spar» и «Пятёрочка». Вообще же франчайзинг у нас развит мало, хотя при правильном подходе именно за такой формой работы – наше будущее.
- Владимир – культурно-исторический центр. Развитие франчайзинга помогло бы привлечь больше туристов, - считает ведущая семинара. - Ведь туристы охотнее едут туда, где развита инфраструктура и присутствуют известные бренды.
Как стать франчайзи? Для этого необходимо понять свои желания, потребность рынка и изучить предлагаемые франшизы (их можно найти на специализированных сайтах). Определившись с выбором, нужно установить контакт с обладателем бренда или его представителем, чтобы обговорить условия сотрудничества. Здесь может быть очень много подводных камней, поэтому в договоре должен быть чётко прописан каждый нюанс. Например, условие к франчайзеру, не размещать в определённом радиусе от вашей точки другой такой же точки. Нужно обговорить все финансовые вопросы. Обычно плата за франшизу складывается из нескольких частей. Это так называемый поушальный взнос (первоначальная плата за право использовать торговую марку), роялти (регулярные платежи: либо фиксированные, либо пропорциональные прибыли) и отчисления в общий маркетинговый фонд. Кроме того, вам придётся тратить деньги на различного рода нововведения. Например, если у вас франшиза на ресторан и при этом франчайзер ввёл новое блюдо, для приготовления которого требуется особая печь, то, скорее всего (если иной порядок не прописан в договоре) вам придётся покупать её за свой счёт. Нужны немалые средства для обучения персонала, для оформления помещения и так далее. В общем, если бренд достаточно хороший, то связываться с ним стоит, имея не менее трёх-пяти миллионов рублей. При этом дешёвые предложения сразу должны насторожить. Чаще всего, речь тут идёт о «липовых» франшизах: бизнес, возможно, существует только на бумаге.
Каковы же преимущества франчайзинга, по мнению Екатерины Сойак?
* Быстрый старт. В силу известности бренда в первый же день работы к вам выстраивается очередь,
* Доступ к готовой, зарекомендовавшей себя системе ведения бизнеса,
* Возможность быть частью глобальной маркетинговой стратегии,
* Систематическая помощь со стороны франчайзера,
* Помощь франчайзера в выборе места расположения точки и в оценке эффективности бизнеса,
* Лёгкий поиск помещения (арендодатели, особенно торговые центры) охотнее сдают площади под брендовые кафе и магазины,
* Меньший риск. Количество банкротств франчайзинговых точек в несколько раз меньше.
* Детально выяснить все условия сотрудничества: помещение, финансы, работа с поставщиками. Если продавец хочет получить поушальный взнос и отказывается от роялти, значит, скорее всего, он не будет оказывать вам никакой помощи в бизнесе.
* Узнать, зарегистрирована ли товарная марка. Если нет, это чревато большими проблемами. Откажитесь от сделки. * Узнать, сколько лет компания работает на рынке. Чем больше, тем лучше.
* Узнать, сколько франчайзи работают с франчайзером. Взять их координаты. Пообщаться с ними. Если информация о франчайзи закрытая, от вас что-то скрывают. Откажитесь от сделки.
* Узнать, есть ли у продавца отдел франчайзинга и сколько человек в нём работает. Если специалистов мало или совсем нет, франчайзер не будет вам помогать.
* Обговорить условия «развода». Сможете ли вы впоследствии продать точку? Если да, то на каких условиях? Самому франчайзеру или третьему лицу?
Недостатки связаны с необходимостью работать в чётко заданных рамках и делиться частью прибыли с франчайзером.
Одним из препятствия развития франчайзинга в России является отсутствие специальных государственных и банковских программ. Недавно такая программа появилась у «Сбербанка», однако, по оценке Екатерина Сойак, она не очень привлекательна. Во-первых, работает пока только в нескольких городах. Во-вторых, лимит суммы – всего три миллиона рублей. В-третьих, высокая кредитная ставка - 18,5%.
- Хочется верить, что другие банки тоже придут в эту сферу. И благодаря конкуренции, условия предоставления кредитов для покупки франшиз изменятся в лучшую сторону, - сказала ведущая семинара.
СОВЕТЫ
Что нужно сделать до покупки франшизы
1. Детально выяснить все условия сотрудничества: помещение, финансы, работа с поставщиками. Если продавец хочет получить поушальный взнос и отказывается от роялти, значит, скорее всего, он не будет оказывать вам никакой помощи в бизнесе.
2. Узнать, зарегистрирована ли товарная марка. Если нет, это чревато большими проблемами. Откажитесь от сделки.
3. Узнать, сколько лет компания работает на рынке. Чем больше, тем лучше.
4. Узнать, сколько франчайзи работают с франчайзером. Взять их координаты. Пообщаться с ними. Если информация о франчайзи закрытая, от вас что-то скрывают. Откажитесь от сделки.
5. Узнать, есть ли у продавца отдел франчайзинга и сколько человек в нём работает. Если специалистов мало или совсем нет, франчайзер не будет вам помогать.
6. Обговорить условия «развода». Сможете ли вы впоследствии продать точку? Если да, то на каких условиях? Самому франчайзеру или третьему лицу?