Список сомнительных компаний Красноярска становится шире
Красноярское управление ФНС опубликовало новый перечень коммерческих организаций, участвующих в схемах ухода от налогообложения, мнимость сделок с которыми подтверждена судебными решениями.
Налоговики говорят, что такой перечень нужен прежде всего самим компаниям, чтобы оценивать добросовестность потенциальных контрагентов.
Обновленный список подозрительных фирм появился 5 мая на официальном сайте краевого УФНС.
В перечень внесены 239 красноярских компаний.
Подавляющее большинство из них относится к обществам с ограниченной ответственностью, но есть и акционерные общества.
Все они были в разное время уличены в использовании схем по сокрытию денег от налогообложения.
Примечателен тот факт, что количество таких подозрительных фирм неуклонно растет. К примеру, по состоянию на апрель 2011 г. в черном списке было 182 компании, на сентябрь 2011 г. — 199, а теперь уже 239.
Во многих случаях ситуация типична: налоговая служба предъявляет фирмам претензии за неуплату в полной мере налога на добавленную стоимость, налога на прибыль и так далее, а бизнесмены подают иск в Арбитражный суд.
Там-то и выясняется, что заявленные компанией налоговые вычеты были сделаны на основании фиктивных договоров купли-продажи, счетов-фактур, товарных накладных и так далее. Суд устанавливает, что поставщиками или подрядчиками в таких сделках становятся ООО, которые не ведут никакой деятельности и зачастую имеют в штате одного сотрудника. То есть это фирмы-однодневки.
Масштаб такого рода увода денег от налогообложения исчисляется десятками и сотнями тысяч рублей. Все замешанные в подобных сделках фирмы после вынесения судом решения заносятся в специальный перечень.
В пресс-службе УФНС по краю говорят, что стараются обновлять список подозрительных компаний как можно чаще.
«Этот список однозначно необходим бизнесу, потому что в нем могут оказаться чьи-то контрагенты, — рассказали ДЕЛА.ru в пресс-службе управления. — А может быть, кто-то хотел иметь договорные отношения с этими фирмами, но теперь уже не будет этого делать. Ведь для налогоплательщиков работа с такими компаниями может обернуться большими проблемами».
Однако обезопасить себя от подобных «больших проблем» бизнесмену одним только списком налоговиков вряд ли удастся. Эксперты отмечают, что влипнуть в неприятную историю можно и с теми компаниями, которые на первый взгляд кажутся вполне благонадежными.
Такие коммерческие организации могут неожиданно исчезнуть с рынка, и тогда за их «темную» деятельность ответят ничего не подозревающие деловые партнеры.
«У нас были такие примеры, когда заключается определенная сделка с предпринимателем, и вроде бы у него все в порядке — есть устав, он зарегистрирован, идет оплата, проходят определенные суммы.
А потом выясняется, что фирма вдруг испарилась, — рассказывает директор по развитию Союза промышленников и предпринимателей Красноярского края Александр Лыткин. — В этой истории находят крайнего — это непосредственно тот, кто осуществлял сделку с испарившейся фирмой, и его наказывают по полной программе. Санкции могут быть разными: налоговая предъявляет штрафы, суммы возмещения ущерба, вплоть до уголовных дел».
По словам Лыткина, пока единственный способ уберечь себя от недобросовестных деловых партнеров — это «ходить в разведку».
«Нужно проверять, с кем ты работаешь, знать своего компаньона «от и до», — добавляет он. — Необходимо узнать, сколько времени компания существует на рынке, какая у нее история, найти тех, кто с ней работал, и получить рекомендации. Ведь не зря же у наших компаний, которые планируют работать с зарубежными фирмами, существует практика разведки на уровне консульств этих стран или посольств, они часто дают информацию. Других методов пока нет».
Впрочем, подчеркивает эксперт, не исключен вариант, когда компании, относящиеся к малому и среднему бизнесу, обращаются к «темным» схемам увода денег от налогов не только из-за желания быстро обогатиться.
По его мнению, бизнес порой прибегает к недозволенным приемам ведения дел из-за того, что попросту не может удержаться на рынке в условиях повышения страховых взносов, тарифов и так далее.
«Это ни в коем случае не является оправданием, но, тем не менее, предприниматели сейчас находятся в сложной ситуации, — отмечает Лыткин. — И поэтому бизнес идет на всевозможные ухищрения, чтобы иметь какую-то прибыль, платить работникам зарплату и вообще держаться на плаву».