Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Иск красноярских энергетиков светит резким ростом тарифов

Иск красноярских энергетиков светит резким ростом тарифов

Судебная тяжба «МРСК Сибири» к правительству Красноярского края о взыскании 4,6 млрд руб. рискует вылиться в более серьезные потери для­ бюджета и повышение тарифов на электроэнергию для потреби­телей.

В разборки чиновников и энергетиков уже вмешалось Заксобрание края. Депутаты 15 мая на комитете по промышленности и жизнеобеспечению пытались разобраться в ситуации и, может быть, урегулировать конфликт, но поняли:

масштаб бедствия настолько велик, что одними посиделками не обойтись.

Вопрос о судебных разбирательствах между «МРСК Сибири» — «Красноярскэнерго» и правительством края стоял едва ли не в конце повестки заседания комитета. Поэтому истцы почти два часа слушали вместе с депутатами доклады о том, как работают крае­вые акционерные общества, кого там назначают в советы директоров, что творится в госпредприятиях и до каких пределов увеличится дефицит бюджета.

С последней темой как раз и был косвенно связан визит энергетиков, так как их иск к исполнительной власти может похоронить все планы по расходам трехлетнего бюджета.

Коротко изложить суть вопроса председатель комитета Виктор Зубарев попросил директора филиала «МРСК Сибири» — «Красноярскэнерго» Олега Лукина.

Тот напомнил, что ранее Арбитражный суд края удовле­творил заявление компании о признании незаконными действовавшие в 2011 г. котловые тарифы на электро­энергию, из-за которых энергетики потеряли 4,6 млрд руб. (см. подр. «МРСК Сибири» требует от Красноярского края 4,6 млрд руб.»).

Финансовые претензии «МРСК Сибири» предъявило правительству края.

«За регулирование сетевой составляющей тарифа ответственен орган исполнительной власти, то есть бюджет, — сказал Лукин. — При этом мы считаем, что на самом деле данная практика (подача исков в суд. — Ред.) порочна, и она продолжается и в тарифном регулировании 2012 г.».

Однако со своей стороны компания предложила ряд мер, позволяющих, по словам Лукина, компенсировать потери частично «без роста тарифа для конечного потребителя».

Представители МРСК предлагают изменить подходы к регулированию рынка со стороны правительства края. В компании считают, что чиновники дают некие преференции своей госкомпании — ООО «Красноярская региональная энергетическая компания» (дочка госпредприятия «Центр транспортной логистики»).

К примеру, при объеме электрической мощности в 30 тыс. условных единиц уровень выручки, согласованный для КРЭК, соизмерим с выручкой «Красноярскэнерго», которая имеет мощность в 200 тыс. единиц, подсчитали в МРСК. Также, по их мнению, у КРЭК существенно завышен уровень эксплуатационных расходов. Приведение в соответствие всех исходных цифр, используемых для расчетов нагрузок и тарифов, позволит получить 2,5 млрд руб. свободных средств, составляющих 90% выпадающих доходов «Красно­ярскэнерго» в 2010 г., полагают в компании.

После таких заявлений, явно намекающих не только на ущерб бюд­же­ту, но и на рост тарифа для потребителей, можно было бы ожи­дать очереди из возмущенных депутатов.

Но их почему-то не было — даже после призывов Зубарева к коллегам высказать какие-то идеи и предложения.

«Этот вопрос был вынесен на комитет, потому что мы можем потерять в бюджете от 5 до 9 млрд руб., — провокационно объявлял цифры Зубарев. — МРСК с нами судится. И у них, как они полагают, есть основания. Тем не менее это 9 млрд руб. наших с вами денег».

Депутаты продолжали молчать, зато рвался выступить министр финансов края Роман Одинцов — именно его ведомство выступает в качестве ответчика по иску.

Однако Зубарев дал слово представителям мини­стерства промышленности и энергетики и региональной энергетической комиссии (РЭК), которые ответственны за регулирование тарифов.

По подсчетам МРСК, именно чиновники утвердили цены на 2010 и 2011 гг. с учетом того, что ОАО «РУСАЛ-Красноярск» должно платить за электроэнергию «Красноярскэнерго», а алюминщики между тем ушли с «последней мили» на прямой договор с «Федеральной сетевой компанией». По подсчетам МРСК, из-за этого их выпадающие доходы за последние три года, включая 2012 г., составят 14,9 млрд руб.

Энергетики пытались оспорить договор между алюминщиками и ФСК, но правоту РУСАЛа неоднократно подтвердили суды нескольких инстанций.

Замглавы минпромэнерго края Геннадий Веревкин пытался оправдаться, что такое регулирование было произведено во избежание резкого роста энерготарифов для потре­бителей. Вместе с тем, по мнению чиновника, в потере денег в МРСК виноваты сами.

«В прошлом году со своей стороны мы выполнили все, чтобы вернуть «последнюю милю», — сказал Веревкин. — Сегодня «МРСК Сибири» имеет договор аренды «последней мили», а ФСК не имеет прямого договора с РУСАЛом. Однако у МРСК нет никаких сил заключить договор с РУСАЛом. Но это отношения двух хозяйствующих субъектов, поэтому полной информации нет».

Председатель РЭК Александр Ананьев, в свою очередь, отверг все предлагаемые МРСК варианты по регулированию тарифов, так как счел, что никаких внутренних резервов в системе нет.

После очередь наконец-то дошла до министра Одинцова. Он сообщил, что правительству энергетики помимо иска в 4,6 млрд руб. готовятся заявить еще 2,8 млрд руб. за приказ РЭК по тарифам на 2012 г. И ситуация позволяет компании подавать подобные иски и взыскивать миллиарды каждый год.

Министр убежден в том, что по иску МРСК «что-то взыщет». Однако он выразил мнение, что компания просто пошла «по пути наименьшего сопротивления», и, дескать, ей, по сути, нет разницы, «получать эти деньги с РУСАЛа или возместить их из бюджета».

Одинцов полагает, что предложенные МРСК механизмы компен­сации за счет нового регулирования тарифов повлекут за собой рост цен на электроэнергию в 1,5-1,7 раза.

«Вряд ли мы найдем выход без участия федеральных структур, — сказал глава Минфина. — Касательно суммы упущенной выгоды я бы предложил найти некую компромиссную адекватную цифру. Можно пересмотреть параметры долгосрочного планирования, учитывая сумму этих убытков в тарифах последующих периодов».

Министр не исключил, что пойти на подобные меры, возможно, при­дет­ся уже с 1 июля 2012 г.,и это приведет к росту цен на электро­энергию для конечного потребителя,

но в рамках ограничений Федеральной службы по тарифам — 6%.

«Я понимаю, что компенсировать потери без роста тарифа для конечного потребителя, наверное, невозможно, — вдруг изменил свое мнение после речи Одинцова директор «Красноярскэнерго» Олег Лукин. — Но речь идет и о том, что имеется ресурс, чтобы снизить эту нагрузку».

«А готово ли МРСК 28 мая, на ближайшем рассмотрении дела, заявить об отложении разбирательства в связи с урегулированием этого вопроса?» — как будто почувствовал слабину Одинцов.

Представители МРСК выразили готовность идти на такой диалог. «Мы всегда готовы рассматривать конкретные предложения, — решил прокомментировать вопрос замгендиректора «МРСК Сибири» Андрей Абрамов. — Более того, мы всегда были готовы к диалогу и постоянно говорили: хотя бы миллиард — и мы переносим все на следующий год».

«Даже у Сечина (Игорь Сечин, и.о вице-премьера РФ. — Ред.) проходило совещание, и он дал поручение, разобравшись в этом вопросе, миллиард перерегулировать в 2011 г., — продолжил разговор про миллиард Абрамов. — Но это поручение было проигнориро­вано администрацией. И нам ничего не добавили».

Абрамов сообщил, что компания на данный момент имеет кредитный портфель в размере более 20 млрд руб. И если в дальнейшем она не сможет привлекать кредиты, то будет признана банкротом.

«Уважаемые коллеги, масштаб бедствия чувствуете? — вновь попытался взбодрить коллег Зубарев. — Нам, комитету, нужно взять на себя ответственность и найти выход из ситуации».

«Скинуться!..» — откликнулся на призыв сидевший по соседству с Зубаревым депутат Сергей Зяблов.

«Скинуться — это легко. Вот вы сами, Сергей Филиппович, только что сказали, что по стоимости это как вся программа на дороги», — назидательно ответил ему председатель комитета.

В итоге было решено создать рабочую группу, которая в течение 10 дней должна выработать свою позицию по данному вопросу и озвучить ее губернатору.

Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости