Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Иван Федяков: "Сотовый ритейл продает больше услуг, чем телефонов"

Иван Федяков: "Сотовый ритейл продает больше услуг, чем телефонов"

В 2012 году специалисты исследовательского агентства INFOLine ожидают, что темпы роста продаж бытовой техники и электроники с учетом компьютерной и офисной техники, а также мобильных телефонов, снизятся по сравнению с показателями 2011 года. О причинах рассказал генеральный директор INFOLine:
Иван Федяков,
генеральный директор INFOLine:

Ключевой особенностью рынка бытовой техники и электроники (БТЭ) в 2011 году стало приближение потребительского поведения к докризисному. В сочетании с отложенным спросом это сформировало предпосылки для "потребительского бума".

Рынок БТЭ с учетом компьютерной и офисной техники, а также мобильных телефонов последние два года демонстрирует устойчивый рост. Так, в I квартале 2011 года объемы продаж бытовой техники и электроники оказались всего на 5% ниже, чем в IV квартале 2010 года, когда традиционно наблюдается предновогодний пик спроса. По прогнозам INFOLine, 2012 год будет рекордным по объему рынка БТЭ и составит порядка 1 370 млрд. рублей.

В целом сети озабочены борьбой за потребителя, поэтому ставка делается, с одной стороны, на инновационные товары, а с другой стороны — ритейлеры активно развивают собственные сервисные услуги. При этом стоит учитывать, что маржинальность продаж техники снижается под давлением таких крупных международных игроков, как Media Markt, с одной стороны, и демпингом интернет-магазинов — с другой. К тому же федеральные контракты с поставщиками БТЭ имеют только три крупнейшие российские сети ("М.Видео", "Эльдорадо", "Техносила") и Media Markt. Остальные ритейлеры работают через дистрибуторов и имеют более высокие закупочные цены, что зачастую приводит к увеличению доли контрафактной техники.

Что касается развития сервисного обслуживания сетями (предоставление логистических услуг, дополнительные гарантии и настройки и т. д.), то именно сервис позволяет российским ритейлерам повысить доходность бизнеса (в "Эльдорадо" сервисные услуги формируют более 30% маржи) и отойти от ценовой конкуренции.

Важнейшей проблемой, препятствующей развитию сервисного направления в российских сетях БТЭ, является нехватка квалифицированного персонала и текучесть кадров. Это проблема всей отрасли, но там, где стоимость покупки достаточно высока, а товар технически сложен, это особенно важно.

По данным рейтинга INFOLine & Retailer Russia TOP-100 за 2012 год, стремительный рост объемов продаж в 2011 году продемонстрировали высокотехнологичные товары — смартфоны и планшеты (бытовая техника и электроника), зеркальные камеры (цифровая техника), ноутбуки и светодиодные, и 3D-мониторы (компьютерная техника), посудомоечные машины (встроенная техника).

Для ритейлеров мобильных устройств значимым трендом в 2011 году стало развитие сетей 3G по всей России. Существенный доход им позволил получить растущий объем продаж интернет-тарифов и пакетов, а также устройств для мобильного доступа в Интернет.

Для сравнения: в 2011 году оборот сети "Связной" составил порядка 300 млрд. рублей. Из них на продажу мобильных устройств и другой техники пришлось менее 25%. В 2012 году при планируемом обороте в 500 млрд. рублей доля мобильных устройств и прочей техники ожидается менее 20%. Более того, операторы рынка мобильных устройств с большим количеством торговых точек ("Евросеть" и "Связной") все больший доход получают от развития финансовых услуг: комиссии, проценты по различным платежам, погашение кредитов и др.

В 2012 году специалисты исследовательского агентства INFOLine ожидают, что темпы роста продаж бытовой техники и электроники с учетом компьютерной и офисной техники, а также мобильных телефонов снизятся по сравнению с показателями 2011 года. Это связано с продолжающейся стагнацией в сегменте товаров для офиса и настольных компьютеров, а также быстрыми темпами падения цен, которые не могут быть полностью компенсированы смещением спроса в сторону более дорогих моделей. Важнейшей причиной ухудшения роста емкости рынка в денежном выражении станет сокращение темпов роста потребительского кредитования (с 35% в 2011 году до 20% в 2012 году). Еще одной причиной такого положения дел является сохранение низкой динамики увеличения реальных доходов населения. Во втором полугодии 2012 года ускорение темпов роста цен может привести даже к снижению реальных доходов населения.

Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости