Комиссией по вопросам страхования ОПОРЫ РОССИИ разработан список задач, которые позволят создать условия равных возможностей на рынке ОСАГО
ОПОРА РОССИИ уже не раз поднимала перед государством вопрос об угрозе монополизации на рынках оказания финансовых услуг, в частности, на рынке страхования. Система ОСАГО работает в нашей стране уже почти 10 лет. За это время стали очевидны те проблемы, которые препятствуют развитию конкурентной среды на рынке страхования, особенно в масштабе отдельных регионов. Действовавшая в течение последних лет система формирования органов управления РСА, равно как механизм управления, не позволяла большинству участников рынка участвовать в работе Союза, тем самым существенно ограничивая возможности большинства компаний - участников рынка ОСАГО. На очевидные ограничения конкуренции и усиливающийся монополизм не раз указывали не только сами члены РСА, но также и Федеральная Антимонопольная Служба. Сегодня можно констатировать, что усилия страхового сообщества, антимонопольных органов и ОПОРЫ РОССИИ не остались незамеченными. Наметилась положительная тенденция: новая система формирования коллективных органов управления Российского Союза Автостраховщиков способна позволить компаниям с разным объемом сборов по этому виду страхования принять участие в разработке и принятии существенных решений, влияющих на работу рынка ОСАГО. Однако без консолидации усилий и формирования общей стратегии развития рынка ОСАГО реализовать наметившиеся положительные тенденции будет сложно.
После многочисленных консультаций с участниками рынка, Комиссией по вопросам страхования ОПОРЫ РОССИИ был разработан список тех задач, скорейшее решение которых позволит создать условия равных возможностей на рынке ОСАГО. Мы предлагаем страховому сообществу обратить внимание на предвыборные обещания кандидатов в члены Президиума Российского Союза Страховщиков и поддержать тех, кто будет отстаивать интересы региональных компаний, а также направит свои усилия на решение следующих задач: · Необходимо сделать систему представительств, независимую от нескольких крупных компаний. Этот вопрос особенно актуален для региональных страховщиков, осуществляющих свою деятельность преимущественно в одном-трех регионах. Зависимость от «держателей» региональной сети представительств становится часто серьезным рычагом влияния на деятельность региональных страховщиков, а порой и серьезной угрозой стабильности компаний. Для этого целесообразно создать Комитет по взаимодействию с региональными компаниями. · Проведение экспертизы действующих Правил профессиональной деятельности РСА на предмет соблюдения норм конкуренции и действующего антимонопольного законодательства. · Повышение информационной прозрачности деятельности Комитетов. Сегодня система принятия решений Комитетами не отвечает интересам большинства участников рынка. Необходимо разработать механизм признания решений Комитетов. Решения Комитетов не должны автоматически утверждаться Президиумом без открытого обсуждения всеми участниками рынка. Например: любое принятое решение какого-либо комитета, связанное с изменением Правил профессиональной деятельности, должно вывешиваться на сайте Союза на определенный срок для сбора отзывов от членов РСА. В том случае, если более 20% членов Союза дают отрицательный отзыв, решение не может быть принято Президиумом, а должно быть отправлено на доработку в Комитет.
Главное, чтобы решения, которые принимаются тем или иным Комитетом, отвечали интересам всего рынка, а не отдельных компаний. · Утвердить методику применения Третейского суда для решения споров между страховыми компаниями – членами РСА. · Формирование постояннодействующих форм взаимодействия с Федеральной Антимонопольной Службой для предотвращения принятия решений, нарушающих принципы конкуренции. Экспертиза принимаемых решений Союзом со стороны антимонопольного ведомства должна служить защите не отдельных компаний, которые обращаются в ФАС уже по факту каких-либо нарушений - сотрудничество с ФАС должно равно обеспечить интересы всех участников рынка. · Создание и запуск в эксплуатацию единой информационной базы ОСАГО. · Сегодня можно наблюдать всплеск необоснованных жалоб на действия страховщиков. Такие жалобы направляются и в РСА, и в ФСФР. В непростой информационной ситуации, которая сложилась в последнее время вокруг рынка ОСАГО, важно вновь вспомнить о необходимости работы над имиджем страхового рынка и страхования как такового. В этом вопросе важно взаимодействие членов Союза как в деле корректного исполнения Правил профессиональной деятельности, так и в вопросах противодействия страховым мошенникам, появлению необъективной информации в средствах массовой информации и, что важно - формирования положительного общественного мнения в отношении страховщиков. Для этой цели целесообразно сформировать Комиссию по жалобам с пропорциональным участием в ней представителей разных по объемам сборов компаний.