Депутаты обсудили ратификацию Протокола о присоединении к ВТО
1 июня Комитет по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству Государственной Думы РФ провел парламентские слушания на тему: «Ратификация Протокола о присоединении Российской Федерации к Всемирной торговой организации».
С докладами выступили министр сельского хозяйства РФ Николай Федоров, министр транспорта РФ Максим Соколов, статс-секретарь-заместитель министра экономического развития РФ Игорь Манылов, заместитель министра промышленности и торговли РФ Георгий Каламанов.
Докладчики отмечали, что растущая взаимозависимость национальных экономик, глобальная интеграция рынков и взаимосвязь между торговыми потоками и инвестициями требуют от Российской Федерации корректировки своего торгового, финансового и инвестиционного законодательства в соответствии с правилами и положениями ВТО.
Россия, являясь крупнейшей экономикой мира, всё ещё уступает развитым странам по производительности труда, по энергоэффективности. Основные фонды нуждаются в обновлении. Промышленность зачастую не отвечают вызовам сегодняшнего дня ни по качеству, ни по цене товаров. Открытие рынков и увеличение конкуренции подстегнёт модернизацию нашей экономики.
Присоединение к ВТО должно способствовать привлечению отечественных и иностранных инвестиций, без которых построение новой модели российской экономики невозможно. Для этого в России должен быть не просто благоприятный, а экономически привлекательный инвестиционный климат.
Мнения о целесообразности присоединения России в действующих условиях кардинально противоположны - есть убедительные преимущества, но есть и серьезные опасения. На самом деле ВТО - это инструмент, и от грамотного использования этого инструмента зависит эффект для нашей национальной экономики.
По мнению докладчиков, вступление в ВТО означает, что Россия закончила переходный период в экономике и становится полноправным участником мировой торговли. А это означает участие в выработке правил мировой торговли, что принципиально важно для страны, доля внешней торговли которой в ВВП составляет 40 процентов.
В ходе переговоров был найден баланс интересов иностранных производителей, добивающихся максимальной либерализации доступа товаров и услуг на российский рынок, и сохранения уровня тарифной и нетарифной защиты отечественных производителей, оптимального для развития отраслей.
В итоге уровень импортных пошлин согласован на том уровне, который был до кризиса 2008 года. Переходные периоды для либерализации доступа на рынок, как правило, составляют 2-3 года. По наиболее чувствительным товарам – 5-7 лет. К чувствительным отраслям относятся автомобильная промышленность, сельское хозяйство, сельхозмашиностроение, лёгкая промышленность. В этих отраслях, по оценке экспертов, могут возникнуть определенные сложности в связи с новыми условиями членства России в ВТО.
Преимущества от присоединения получат экспортоориентированные отрасли, такие как металлургия, производители химических удобрений, нефтяная и газовая промышленность.
По словам докладчиков, с момента присоединения к ВТО Россия продолжит применение режима тарифного квотирования при импорте говядины, свинины, мяса птицы и некоторых других товаров.
Во многих секторах услуг, таких как трубопроводный, железнодорожный, внутренний водный транспорт, большинство медицинских услуг, услуги по организации культурных мероприятий, большинство услуг в области научно-исследовательских разработок, Россия не связывает себя никакими обязательствами.
После присоединения к ВТО Россия сохранит за собой право применять внутреннее регулирование, направленное на обеспечение качества услуг или защиту прав потребителей, такое как, лицензирование, квалификационные требования, аттестация и аккредитация.
Достигнуты договоренности по услугам, включающие запрет на деятельность филиалов иностранных банков в России, допуск «прямых» филиалов страховых компаний через длительный переходный период, а также сохранение 50% квоты иностранного участия в капитале российских банков и страховых компаний.
В соглашении о присоединении России к ВТО предусмотрен переходный период, в течение которого могут сохраняться противоречащие правилам ВТО элементы субсидирования промышленности и других отраслей экономики. Это означает, что договоренности по ВТО не приведут к расторжению инвестиционных соглашений.
Для контроля за качеством поставляемых продуктов питания и сырья применяются технические, санитарные, ветеринарные и фитосанитарные меры, основанные на международных стандартах. Россия сохранит право применять более жесткие требования по сравнению с указанными международными стандартами, если того требует уровень защиты, установленный в Российской Федерации.
При вступлении в ВТО Россия сохранила право не присоединяться к соглашению по государственным закупкам, что позволит вводить любые преференции для государственных закупок на федеральном, региональном, муниципальном уровне вплоть до запрета закупки импортной продукции, если это нужно.
Необходимо в короткие сроки разработать меры нетарифной защиты отечественного производителя и потребителя, прежде всего, в отраслях, являющихся наиболее чувствительными.
По каждой конкретной отрасли нужно проводить работу, рассматривая совершенно разные элементы поддержки. При этом меры поддержки не должны сводиться только к финансовому вливанию. Нужно использовать разрешенный ВТО к применению широкий набор инструментов, которые могут быть задействованы в случае, если импорт растёт и наносит ущерб отечественной промышленности (введение антидемпинговых пошлин, установление стандартов качества продукции, налоговые кредиты и др.).
В то же время в вопросах и выступлениях ряда участников слушаний звучали призывы к депутатам Государственной Думы не спешить с ратификацией Протокола о присоединении РФ к Всемирной торговой организации, принять предварительно соответствующие законы, чтобы обезопасить экономику страны от нежелательных последствий.
Участники парламентских слушаний рекомендовали:
Государственной Думе:
· экономику и социальную защищенность; произвести инвентаризацию законодательства Российской Федерации на предмет соответствия требованиям ВТО;
· в рамках законотворческой деятельности предусмотреть в федеральных законах правовые нормы, улучшающие деловой климат в стране, создающие дополнительные гарантии для инвесторов;
· профильным комитетам Государственной Думы осуществлять мониторинг состояния отраслей в условиях членства России в ВТО и контроль за реализацией предложений делового сообщества по адаптации российской экономики к новым условиям.
Правительству Российской Федерации одновременно с внесением в Государственную Думу законопроекта о ратификации Протокола о присоединении России к ВТО представить:
· информацию о принятых мерах по реализации предложений, выработанных и одобренных членами Рабочей группы по законодательному обеспечению присоединения России к ВТО, участниками парламентских слушаний;
· финансово-экономическое обоснование последствий присоединения России к ВТО;
· план действий исполнительных органов власти по отстаиванию интересов России в ВТО по вопросам торговли.