Михаил Шнейдерман: "Ждем от государства последовательных решений"
Государственная поддержка водоснабжения и водоотведения в рамках программы "Чистая вода" предусматривает финансирование в размере 3 млрд. рублей. Для сравнения: аналогичная программа в Казахстане рассчитана на 400 млрд. рублей до 2020 года, или около 40 млрд. в год. В этой ситуации профильные ведомства пытаются создать условия для притока частных инвестиций. Эти действия вполне успешны, и в этом смысле государственное управление в России использует те же инструменты, что и в зарубежных странах, считает генеральный директор ГК "Росводоканал".
Михаил Шнейдерман,
генеральный директор ГК "Росводоканал":
Вместе с тем пока эти механизмы до конца не заработали, поскольку в законодательстве сохраняется целый ряд системных рисков. Эти риски обусловлены как внутренними изъянами, так и негативными фактами при практической реализации проектов.
Существенный риск — отсутствие надежных механизмов защиты от техногенных аварий. С одной стороны, отсутствуют долгосрочные тарифы, которые бы позволяли оператору планировать продолжительные и затратные мероприятия по реконструкции и модернизации ветхого имущества — основного источника аварийности. С другой — вся ответственность за техногенные и аварийные события сейчас лежит на операторах. С входом в город вся история "обнуляется", мы отвечаем за все проблемы, которые копились годами. Поэтому необходимо разделять ответственность за чрезвычайные ситуации на этапе подписания договоров.
И, конечно, нужно стремиться к трансформации существующих арендных отношений в концессионные. Мы считаем, что стратегия развития отрасли ВКХ в ближайшее время будет строиться на переходе коммерческих операторов к деятельности на условиях концессии. Среди преимуществ такого способа управления — жесткие, долгосрочные, юридически оформленные отношения между государством и концессионером с четко прописанными обязательствами сторон. Концессионер обязуется привлекать инвестиции для модернизации водоканала, то есть не просто для поддержания имущества в работоспособном состоянии, но и для развития. А государство гарантирует возврат инвестиций концессионеру. При этом права собственности на объекты по истечении срока концессии сохраняются за муниципалитетами.
Вместе с тем сегодня существует целый ряд системных изъянов в законодательстве, в том числе концессионном. Самое важное условие, которое кардинально изменит ситуацию, — это введение долгосрочного тарифообразования и создание действительно партнерских отношений в рамках государственно-частного партнерства, поскольку сегодня они все еще строятся по командно-административному принципу "сверху вниз".
На сегодняшний день приняты ключевые решения, касающиеся перспектив развития отрасли. Разработан и принят ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", принято распоряжение правительства "О привлечении частных инвестиций в ЖКХ", которое на сегодня является "дорожной картой" в развитии ЖКХ. Согласно документу до 2015 года большинство муниципальных предприятий в сфере ЖКХ должны запустить проекты государственно-частного партнерства, в том числе по водоканалам. Предпринимаются меры для совершенствования тарифного регулирования, в том числе в части перехода на долгосрочные тарифы в водно-коммунальном хозяйстве.
Сегодня нужна лишь последовательность решений государства в этой части. Мы посчитали, что в результате принятия всех изменений в законодательстве объем инвестиций в модернизацию основных фондов только по нашим предприятиям может быть увеличен вдвое. На сегодня объем привлеченных кредитных ресурсов по предприятиям превышает 6 млрд. рублей. Мы планируем расширить портфель в этом году еще на 1,5 млрд. Объем инвестиций с 2007 по 2015 год, включая завершенные проекты, составляет более 24 млрд. рублей.