Как развивать Сибирь и Алтайский край?
Удержать людей
К заседанию комитета органы власти тех субъектов Федерации, которые предположительно войдут в проект, внесли ряд предложений по совершенствованию действующей нормативной базы. Из-за высокого уровня сибирской миграции большая часть пожеланий была связана с улучшением демографических условий и повышением уровня жизни людей. Среди мер, призванных обеспечить это, обозначали предоставление льготной ставки по ипотечным кредитам вплоть до нулевой, индексацию пенсий для жителей Сибири и введение так называемых "северных" коэффициентов и надбавок, в том числе в части начисления и выплаты материнского капитала.
Виктор Фоминых, председатель Союза зернопереработчиков Алтая, тоже направил бы финансовые средства в первую очередь на решение этих проблем.
– Пока очевиден отток населения, и это будет продолжаться, если не принять срочных мер, – считает он. – Если Россия не хочет потерять Дальний Восток и прилегающие к Китаю и Японии территории, то, естественно, нужно активно заниматься их развитием. Иначе этим займутся японцы и китайцы.
Фоминых полагает, что в случае успеха проекта Алтаю была бы прямая выгода: чем больше людей живет в Сибири и на Дальнем Востоке, тем больше им требуется продовольствия. А дальневосточное направление – одно из главных, по которым отправляются на продажу алтайские продукты питания.
– Только увеличение числа нищих едоков нам в данном случае, конечно, ничего не даст. Поэтому вся экономическая ситуация в целом в регионах должна быть перестроена, – замечает председатель Союза зернопереработчиков.
Стать доступнее
Другая предсказуемая идея, озвученная на заседании, – сделать развитие сырьевой базы и стимулирование инвесторов, которые вкладывают средства в обрабатывающие производства, выпускающие продукцию с высокой добавленной стоимостью, одним из ключевых направлений развития экономики. Так, высказывались за отмену таможенных пошлин для предприятий Дальнего Востока и Байкальского региона на экспорт продукции глубокой переработки с высокой долей добавленной стоимости (а также на импорт оборудования, не имеющего аналогов в России). Еще предлагали освободить от налогообложения часть налоговой базы, инвестируемой в расширение или восстановление фондов производственного назначения.
Юрий Фриц, глава Алтайского союза предпринимателей, считает, что развитие Сибирского и Дальневосточного округов уже стало вопросом выживания России. А поднятие этих регионов он считает невозможным без развития тяжелой промышленности и серьезных производств. Только так можно было бы сделать территорию более привлекательной в том числе и для сотрудничества с алтайскими предприятиями.
Однако все эксперты – и присутствовавшие на заседании при Совете Федерации, и алтайские руководители отраслевых объединений – сходятся на том, что прежде всего разработчикам "сибирского проекта" следует уделить внимание инфраструктуре. Даже самый перспективный и богатый регион никому не нужен, пока до него невозможно добраться. Именно в такой ситуации сегодня находятся Сибирь и Дальний Восток.
– Любое освоение территории начинается с инфраструктуры. Это и аэродромы, и железные дороги, и автотрассы. Ведь такие вещи тянут за собой все остальные: строительную отрасль, металлургию, рабочие места, машиностроение и т. д. А великие сибирские реки Енисей, Лена, Обь? Они пронзают наши регионы, и значит, надо развивать судоходство, – перечисляет Юрий Фриц.
Виктор Фоминых также констатирует, что пока вся Сибирь традиционно страдает от логистической составляющей.
Идея нации
Евгений Ганеман, исполнительный директор Союза промышленников Алтая, опасается, что при удовлетворении всех перечисленных нужд соседских сибиряков наш край может в итоге даже не выдержать конкуренции.
– Сибирь, безусловно, должна работать в других экономических условиях, – уверен Ганеман. – Но если для тех областей уменьшат железнодорожный тариф в три раза, повысят районный коэффициент к зарплате до 30%, если скажут, что товар должен будет поступать с наценкой не более 15% и так далее, то на нас это скажется отрицательно. Товар там станет дешевле, уровень жизни – выше. Может начаться миграция из Алтайского края.
Однако сама идея развивать Сибирь алтайским лидерам отраслей по душе, если временно отбросить ее неясности. Вопрос структуры, которая будет координировать проект, пока остается открытым. Равно как и размер инвестиций, которые при поставленных задачах потребуются колоссальные. Андрей Кокошин, академик-секретарь отделения общественных наук РАН, оценил их размеры в $ 570 млрд. Юрий Фриц предположил, что счет тут скорее должен идти на триллионы.
Заседание комитета при Совете Федерации завершилось решением создать рабочую группу, которая продолжит обсуждение проекта с академическим и экспертным сообществом. Алтайские эксперты выразили надежду на то, что словами здесь дело не ограничится. Потому что в случае грамотной реализации у идеи создания госкомпании есть все шансы занять вакантное место национальной.
Справка
Создать корпорацию развития Восточной Сибири и Дальнего Востока в начале 2012 года предложил бывший глава МЧС Сергей Шойгу, возглавляющий теперь Московскую область. Речь идет о 16 регионах, занимающих порядка 60% территории России: от западных границ Красноярского края до Камчатки, Курильской гряды и Сахалина.
Татьяна Тихонова.