Малые и средние предприятия - потенциальный сегмент для роста объемов погрузки
В Москве прошла конференция «Развитие железнодорожной инфраструктуры для перевозок грузов добывающей и перерабатывающей промышленности: финансово-правовые аспекты». Мероприятие было организовано компанией MAXConference при поддержке Института экономики и развития транспорта (ИЭРТ). В конференции приняли участие представители транспортного сообщества, науки, органов государственной власти, грузовладельцы. ОПОРУ РОССИИ на конференции представлял руководитель Комиссии по железнодорожному транспорту Глеб Киндер. Он выступил с докладом: «Инфраструктурные ограничения железнодорожного транспорта – сдерживающий фактор развития производственных мощностей малого и среднего бизнеса».
В своем выступлении Глеб Киндер отметил, что согласно принятой Целевой модели развития «Рынка Железнодорожного транспорта России до 2015 года» на территории нашей страны должны появиться частные перевозчики. Это должно решить проблему «Тяги» и повысить конкурентоспособность железнодорожного транспорта. В случае сохранения проблемы нехватки локомотивной тяги у российских перевозчиков вполне вероятна ситуация, при которой на дефицитный рынок России обратят внимание перевозчики Казахстана и Белоруссии в рамках достигнутого соглашения об интеграции рынка перевозок с 2015 года. По словам Глеба Киндера развитие инфраструктуры необщего пользования в период 2008-2012 г.г. практически не производилось. Это было связано с неготовностью грузовладельцев (МСБ) осуществлять инвестиции в развитие данной инфраструктуры. Причиной тому служила неуверенность в востребованности инфраструктуры в будущем. Рост транспортных тарифов, перебои в обеспечении подвижным составом вызвали сокращения рынков сбыта на удаленных территориях. Кроме того, банки неохотно кредитуют предприятия МСБ для развития транспортной инфраструктуры.
Все эти факторы существенно тормозят развитие сети путей необщего пользования. В завершении своего доклада руководитель комиссии по железнодорожному транспорту ОПОРЫ РОССИИ призвал всех участников рынка железнодорожных перевозок обратить особое внимание на МСБ, как потенциальный сегмент для роста объемов погрузки (потенциал + 10% от общесетевого объема по погрузки сети) и предпринять все меры для снятия инфраструктурных ограничений. В ходе конференции также было отмечено, что только силами ОАО «РЖД», без участия государства и других заинтересованных инвесторов, проблему развития железнодорожной инфраструктуры не решить. Прежде всего, крупнейшим инвестором в инфраструктуру должно быть государство, и государственные инвестиции должны занимать определяющее место в развитии инфраструктуры, что соответствует международной практике. При этом для осуществления сбалансированного и взаимоувязанного развития инфраструктуры смежных видов транспорта финансирование мероприятий необходимо осуществлять в рамках реализации комплексных проектов социально-экономического развития округов. Напомним, что железнодорожный транспорт в России в настоящее время испытывает серьезный дефицит пропускных способностей инфраструктуры.
По состоянию на 1 января 2012 года общая протяженность так называемых «узких мест» на сети железных дорог ОАО «РЖД» достигла 7,6 тыс. км, что соответствует 8,9% эксплуатационной длины. При этом в основном они находятся на главных направлениях сети, где выполняется практически 80% грузооборота, в том числе перевозки грузов энерго - сырьевого комплекса. По итогам 2011 года объемы погрузки грузов по сети ОАО «РЖД» увеличились на 3% относительно показателя предыдущего года и достигли уровня 1241,5 млн т. В структуре объемов погрузки преобладали энерго - сырьевые грузы – более 66% (уголь, руда, нефтегрузы, лесные грузы и другие).