Корней Биждов: "Договор страхования надо сделать обязательным"
Корней Биждов,
исполнительный директор Национального союза агростраховщиков:
Корней Биждов, исполнительный директор Национального союза агростраховщиков.Основная причина невысоких показателей в сельскохозяйственном страховании в нынешнем году заключается в том, что производители не в полной мере оценивают необходимость заключения договора страхования от катастрофических убытков, рассчитывая на помощь со стороны государства в случае их наступления. К тому же в ряде регионов страны нет угрозы снижения урожая сельхозкультур на 30 и более процентов, а значит, нет и заинтересованности в заключении договоров страхования.
Чтобы в дальнейшем избежать подобных ситуаций, необходимо сделать наличие договора сельскохозяйственного страхования, осуществляемого с государственной поддержкой, обязательным при получении различных преференций — субсидирования банковской ставки по кредиту, субсидий на покупку топлива, средств защиты растений и других дотаций.
Также следует внести изменения в Федеральный закон "О государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного страхования" в части уточнения критериев утраты (гибели) урожая сельскохозяйственной культуры, исключив из списка опасные природные явления, не обладающие признаками вероятности и случайности наступления (например, суховея или критериев засухи).
Кроме того, негативным фактором становится то, что органы управления АПК субъектов РФ своими нормативными актами устанавливают ряд дополнительных требований и документов, необходимых для получения субсидий. Тем самым они ограничивают доступ сельхозтоваропроизводителей и страховых компаний к предоставлению средств господдержки.
В связи с этим необходимо внести изменения в Правила предоставления и распределения субсидий в части установления для регионов стандартных требований к перечню и формам документов, необходимых для предоставления субсидий. В целом наше объединение считает очень важным усилить административное воздействие Минсельхоза России на региональные органы управления АПК по решению вопросов в сфере агрострахования.
И, конечно, нужно понимать, что отсутствие общероссийского объединения агростраховщиков не позволяет на сегодняшний день применять единый стандарт правил страхования и не обеспечивает создания единого компенсационного фонда на случай банкротства одного из участников рынка. В итоге эффективное использование бюджетных средств не гарантировано, а отсутствие уверенности в надежности системы агрострахования никак не может положительно повлиять на рост показателей в страховании. Таким образом, очевидной является необходимость внесения соответствующих изменений в действующий федеральный закон об агростраховании.