Гостиничный бизнес Санкт-Петербурга слабо привлекает инвесторов
По данным системы бронирования отелей Oktogo.ru, на сегодняшний день в Санкт-Петербурге открыты 13 отелей категории 5*, 45 отелей категории 4*, 80 отелей категории 3* и 140 отелей более низкого класса, либо вовсе не имеющих звёзд. Новые гостиницы, появившиеся в северной столице за последний год, можно пересчитать буквально по пальцам, отмечает Марина Колесник, генеральный директор компании Oktogo.ru: «Если сравнивать с сегментом жилищного строительства, бизнес-центрами или торговыми объектами, сектор гостиниц имеет достаточно сложную экономику, здесь необходимы серьёзные экспертные знания в управлении, отсюда слабый интерес к нему инвесторов». Игорь Кокорев, менеджер проектов отдела стратегического консалтинга Knight Frank St-Petersburg, указывает на то, что сроки реализации гостиничных проектов самые длительные по сравнению с другими сегментами, при этом конкуренция достаточно высока, что вызывает малую активность инвесторов. По его оценкам, для двух-трёхзвёздочных отелей размер инвестиций составляет порядка $2,5 тысяч на 1 кв.м. Гостиничные комплексы более высокого класса – четырёх- и пятизвёздочные – обходятся уже от $5 тысяч и выше. Срок окупаемости не менее 10 лет.
В Европе на гостиничном рынке мощно представлен сегмент мини-отелей. В них не требуется таких значительных инвестиций, а сроки окупаемости здесь заметно ниже – порядка 6-7 лет. Мини-отели в структуре гостиничного фонда Санкт-Петербурга составляют около 20-25%.
«Сегодня это проблемный сегмент в северной столице», – отмечает Марина Колесник. – «Хотя мини-отелей в Петербурге с каждым годом открывается всё больше, ощущается нехватка действительно качественных гостиниц. Я имею в виду те мини-отели, где гостеприимство не просто бизнес, но образ жизни, а путешественник не часть «туристического потока», а личный гость с соответствующим отношением к нему. В старинных городах Европы подобных гостиниц достаточно много, а бронирования в них расписаны, как правило, на месяц вперёд. В России и, в частности, Санкт-Петербурге, необходимо развивать и пропагандировать культуру частного гостеприимства, при этом вводя строгую стандартизацию качества».
По оценкам экспертов, сегодня в Петербурге насчитывается свыше 600 объектов размещения, общий объём номерного фонда которых – более 26 тысяч номеров. Только 5% отелей относятся к зарубежным гостиничным сетям. Как отмечает Марина Колесник, такое небольшое количество международных игроков в значительной степени препятствует росту иностранного туристического потока, поскольку путешественники из других стран чаще всего предпочитают пользоваться услугами известных брендов.
Международные специалисты видят проблему инфраструктуры рынка в его неоднородности. По данным исследований консалтинговой компании PhoCusWright, рынок размещения в России всё ещё остаётся развит слабо, здесь пока недостаточно хорошо приживаются западные инновационные модели аренды апартаментов и домов, а на внутреннем рынке ощущается нехватка доступных отелей. Согласно статистике Oktogo.ru, средний уровень заполняемости отелей в течение года составляет около 60%. Спрос на гостиницы является неравномерным и сильно зависит от культурно-познавательного и событийного туризма, что наряду с сезонными колебаниями сказывается на пиках заполняемости. В Петербурге наиболее востребованными являются трёх- и четырёхзвёздочные отели, в них заполнены порядка 60-70% номеров, пятизвёздочные отели зачастую имеют 50% заполняемости.