ЦБ, Минфин и ФСФР вместе поддержат финансовую стабильность России
В Минфин поступили предложения Банка России по поводу будущей структуры и функций Совета по финансовой стабильности, рассказал РБК daily источник, близкий к министерству. В конце мая в финансовое ведомство было направлено письмо от ЦБ (есть в распоряжении РБК daily), в котором Банк России предлагает дать новому совещательному органу полномочия «по принятию мер рекомендательного характера в случае возникновения угроз финансовой стабильности страны».
Эти меры могут включать в себя запрет на реорганизацию и слияние финансовых институтов, а также запрет и ограничение определенных видов деятельности. Кроме того, предлагается давать рекомендации по дополнительным требованиям к финансовым институтам, а также по необходимости предоставления дополнительной отчетности, в том числе для контроля за соблюдением повышенных требований.
Совет предлагается наделить правом принимать меры по снижению системных рисков в отдельных сегментах финансового рынка. В Банке России считают, что кроме рекомендаций новый орган мог бы утвердить методику определения и перечень системно значимых финансовых институтов — банков, небанковских финансовых институтов, объектов инфраструктуры финансового рынка и др.
Как говорится в письме ЦБ, «меры рекомендательного характера ни в коей мере не налагают ограничения на полномочия и сферу ответственности государственных органов регулирования». По замыслу Банка России, окончательное решение должны принимать соответствующие ведомства — участники совета. Контроль за исполнением рекомендаций предлагается осуществлять на основании международного принципа comply or explain — «исполняй либо объясняй (причины неисполнения)».
В мае референт департамента финансовой политики Минфина Андрей Лозовой заявил о том, что в состав совета должны войти представители Минфина, Минэкономразвития, ФСФР и Банка России. ЦБ предлагает расширить круг ведомств, определяющих консолидированную политику в финансовом секторе. В состав совета с правом голоса предлагается включить руководителей самого Банка России, Минфина и ФСФР, без права голоса — глав Минэкономразвития, Федеральной антимонопольной службы и Агентства по страхованию вкладов. Кроме того, в состав рекомендательного органа предлагается включить действующих представителей от России в международном Совете по финансовой стабильности (Financial Stability Board).
Заместитель министра финансов Алексей Саватюгин вчера подтвердил РБК daily получение предложений от ЦБ. «Говорить о деятельности совета пока рано, сначала нужно обсудить все со специалистами», — отметил г-н Саватюгин. Замглавы ФАС Андрей Кашеваров и директор департамента корпоративного управления МЭР Иван Осколков заявили РБК daily, что комментировать предложения ЦБ по совету и будущую деятельность этого органа можно будет лишь после ознакомления с конкретными предложениями и документами. Судя по опыту других стран, очень важно создать площадку для взаимодействия всех финансовых регуляторов и квазирегуляторов, считает заместитель гендиректора АСВ Андрей Мельников. «Неважно, будет ли у всех организаций решающий или совещательный голос, главное — возможность донести свою точку зрения», — полагает г-н Мельников.
Экс-зампред правления Банка России, первый вице-президент ассоциации региональных банков «Россия» Александр Хандруев сомневается в том, что новому совету удастся решить главную проблему — концентрацию системных рисков, в том числе госбанками. «Если будут даваться предписания, которые искажаются или не выполняются по политическим причинам, авторитет такого органа упадет», — полагает г-н Хандруев.