Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Борьба с коррупцией: взаимодействие бизнеса и власти

Борьба с коррупцией: взаимодействие бизнеса и власти

3 июля 2012 года состоялось совместное заседание Президиума Правления ОПОРЫ РОССИИ и Президиума Правления Некоммерческого Партнерства «ОПОРА» под председательством президента организации Сергея Борисова. В его работе также приняли участие Первый заместитель Генерального прокурора РФ Александр Буксман, Председатель Комитета Государственной Думы РФ по безопасности и противодействию коррупции Ирина Яровая, Руководитель Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия населения Геннадий Онищенко, заместитель руководителя Федеральной налоговой службы России Наталья Завилова, советник Министра внутренних дел РФ Владимир Овчинский, Начальник Управления надзорной деятельности МЧС России Александр Лукашевич, руководитель управления по контролю за расследованием преступлений коррупционной направленности Следственного комитета РФ Владимир Макаров, постоянный представитель по правовым вопросам Министерства юстиции США Томас Файрстоун, представитель Правления Российско-Германской внешнеторговой палаты Михаэль Хармс, директор Центра мониторинга законодательства Российского союза промышленников и предпринимателей Ирина Котелевская и др. Открывая мероприятие, Сергей Борисов поблагодарил представителей органов власти за готовность к обсуждению проблем, связанных с коррупционными проявлениями в обществе, и направлений их решения совместно с представителями малого и среднего предпринимательства.

Глава ОПОРЫотметил, что «за последнее время коррупция выросла в одну из ключевых проблем общества», и сегодня в ее основе - несколько причин: несовершенство законов и правоприменительной практики, отсутствие ответственности на всех уровнях, правовая безграмотность населения, а также психология общества, привыкшего мирится с коррупцией как с чем-то неизбежным. Воспринимая коррупцию как системное явление, государство создает и регламентирует комплексные меры противодействия. В частности, принят федеральный закон «О противодействии коррупции»,установивший основные принципы и основы борьбы с коррупцией. Разработаны и утверждены Национальная стратегия противодействия коррупции, Национальный план по противодействию коррупции на 2012-2013, а также ряд нормативных актов по реализации указанных документов. В своем выступлении Сергей Борисов акцентировал внимание на действиях ОПОРЫ РОССИИ в данном направлении. «В части борьбы с коррупцией за 10 лет существования организации было сделано достаточно много. Мы активно участвовали в реализации административной реформы, с нашим непосредственным и активным участием был разработан 294-ФЗ, защищающий права предпринимателей при осуществлении контроля и надзора со стороны проверяющих органов. Ведется большая работа по совершенствованию системы госзаказа. Запущен механизм оценки регулирующего воздействия. Совсем недавно, благодаря усилиям экспертов организации, создан институт уполномоченного по правам предпринимателей», - отметил он.

Президент ОПОРЫ РОССИИ обратил внимание на еще один важный документ – Антикоррупционную хартию российского бизнеса (далее – Хартия), разработанную Советом при Президенте РФ по противодействию коррупции. Документ направлен на предупреждение коррупции в сфере малого бизнеса. «Хартией предусмотрено использование компаниями специальных антикоррупционных программ и практик, а также сформулированы меры по соблюдению добросовестных хозяйственных отношений с партнёрами», - добавил глава ОПОРЫ. Тему борьбы с коррупцией продолжила член Правления ОПОРЫ РОССИИ Дина Крылова. Малый и средний бизнес чаще всего страдает от «низовой» и горизонтальной коррупции, связанной с произволом чиновников, напомнила она. При этом «2/3 участников коррупционных схем со стороны бизнеса не являются инициаторами взятки, а вынуждены выполнять условия более влиятельных структур. Это напрямую влияет на инвестиционный климат в стране, а повышение коррупции на 1 процент влечёт снижение инвестиций на 3 процента», - считает эксперт организации. «Взятка, которая чаще всего ассоциируется с коррупцией, не единственный и не основной коррупциогенный фактор. Многие схемы обходятся без прямых взяток и носят характер взаимовыгодной сделки». В связи с этим, полагает Дина Крылова, органам власти и бизнес-сообществу необходимо устанавливать более тесное сотрудничество и вырабатывать компромиссные решения по искоренению данных схем. Пути решения проблемы коррупции среди чиновников озвучил Первый заместитель Генерального прокурора РФ Александр Буксман: «Сегодня работа прокуроров сфокусирована на государственных заказах, ведь как показывает практика, большинство преступлений происходит именно в этой сфере. Только за прошедший год нами было выявлено 52 тысячи нарушений. Для борьбы с «нерадивыми» чиновниками предлагаю разработать общие антикоррупционные стандарты по борьбе с коррупцией. А для родственников представителей власти необходимо ввести особый порядок владения бизнеса, передачи им от чиновника ценных бумаг или вовсе запретить им занимать руководящие посты», - считает заместитель Генпрокурора России. Также, по мнению А. Буксмана, важное значение имеет проведение независимых экспертиз, общественный контроль над деятельностью чиновников. В связи с этим он призвал представителей бизнеса активнее участвовать в выработке соответствующих положений и в проведении соответствующей работы в рамках общественного контроля.

В свою очередь, Руководитель Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия населения Геннадий Онищенко обратился уже к представителям госвласти, призвав чиновников более гибко подходить к вопросу контроля бизнеса. «Если мы хотим побороть коррупцию, бизнесу и власти необходимо двигаться на встречу друг к другу, искать компромиссы. В направлении борьбы с коррупциогенной составляющей в обществе сделано много, однако я все равно призываю предпринимателей и прокуратуру мыслить более масштабно. В частности, могу сказать про 294-ФЗ: хорош, однако не все предприятия нуждаются в пристальном наблюдении. Например, если это молочный завод, он требует проверок не раз в 3 года, а даже чаще – согласен с этим. А вот если это мебельная фабрика или другое подобное производство, то, думаю, нет необходимости в частых проверках. Таким образом мы снизим коррупционную составляющую», - отметил Главный санитарный врач России. Он напомнил также о том, что закон «О защите прав потребителей» подразумевает право клиентов получить документацию любого предприятия и даже инициировать проверку этого объекта, и «отмахиваться» от этого положения предпринимателям не стоит. Председатель Комитета Государственной Думы РФ по безопасности и противодействию коррупции Ирина Яровая, выслушав предложения бизнес-сообщества и представителей власти, заметила: «Все законодательные инициативы и санкции будут бесполезны, если не культивировать в обществе - и в частности, в бизнесе - принцип деловой репутации». В связи с этим, депутат предложила ОПОРЕ РОССИИ создать реестр деловой репутации, в который должны быть включены недобросовестные компании, замешанные в коррупционных схемах. «Необходимо, чтобы данная информация была публичной и сразу доводилась до делового сообщества. Кроме того, принцип увольнения по утрате доверия - также действенный инструмент борьбы с коррупцией. Это даже не клеймо, это хуже», - отметила она. По мнению И. Яровой, важнейшим фактором противодействия коррупции может и должна быть мотивация бизнеса на честную добросовестную конкуренцию. Нередки случаи, когда преобладают желания за счет бюрократического влияния приобрести недобросовестные привилегии. «Наша задача как законодателей – сделать невозможным и невыгодным приобретение таких преференций», - считает И. Яровая. Заместитель руководителя Федеральной налоговой службы России Наталья Завилова рассказала о методах и способах борьбы с коррупцией в органах ФНС, а также представила свое видение взаимодействия налоговой службы с предпринимательским сообществом в этом направлении. Отдельное внимание замглавы ФНС заострила на необходимости существенного повышения грамотности россиян, в том числе делового сообщества, в налоговой сфере.

Н. Завилова подробно рассказала об уже предпринятых и планируемых к реализации действиях налогового ведомства в этой сфере. Освещая позицию Министерства внутренних дел РФ, Владимир Овчинский согласился с необходимостью кратного повышения усилий государства в борьбе с коррупцией. В том числе он предложил ратифицировать 20 статью Конвенции ООН против коррупции, а также ввести в законодательство нормы о конфискации имущества. В свою очередь, руководитель управления по контролю за расследованием преступлений коррупционной направленности Следственного комитета РФ Владимир Макаров представил четкую позицию ведомства по обозначенным на заседании вопросам, подчеркнув: в обществе необходимо создать атмосферу нетерпимости к коррупционерам. Постоянный представитель по правовым вопросам Министерства юстиции США Томас Файрстоун поделился американским опытом антикоррупционной деятельности, уделив особое внимание действующей в стране системе «compliance» (англ. - «соблюдение правовых норм»), в рамках которой соблюдение антикоррупционных норм становится обязательным к выполнению для всех участников общества. Представитель Правления Российско-Германской внешнеторговой палаты Михаэль Хармс поддержал своего коллегу из США, высказав мнение о том, что страна готова к внедрению системы«compliance». Он считает: Россия имеет большой потенциал в решении проблем коррупции в обществе. Помимо этого, на совместном заседании Президиума Правления ОПОРЫ РОССИИ и НП «ОПОРА» рассматривался ряд организационных вопросов, связанных с деятельностью организации в ближайшей перспективе.

Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости