Закон о торговле нуждается в корректировке – Минэкономразвития
Закон о торговле, вступивший в силу в 2010 году, не достиг заявленных целей и нуждается в корректировке, считают в Министерстве экономического развития РФ. Дискриминация поставщиков со стороны торговых сетей сохраняется, а конкуренция не стимулируется, сообщается в заключении Минэкономразвития об оценке положений федерального закона от 28 декабря 2009 года «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ», размещенном на сайте министерства 6 июля 2012 года. Представители МЭР РФ считают: закон о торговле, который запрещает торговым сетям брать с поставщиков бонусы, кроме вознаграждения за продажу оговоренного объема продукции (в размере не более 10% от стоимости поставки), а также устанавливает для ритейлеров максимальные сроки оплаты товара, должен быть скорректирован. По мнению министерства, практика реализации закона не позволяет говорить о достижении заявленных в нем целей.
Напомним, среди основных целей принятого закона «О торговле» - создание конкуренции, снижение стоимости товаров, повышение качества обслуживания, снятие административных барьеров для бизнеса. Однако «закон содержит ряд неопределенных норм, способствующих росту административной и иной нагрузки на хозяйствующих субъектов», - говорится в заключении МЭР. В связи с этим, в коррекции нуждается одна из основных норм закона – об ограничении доминирования сетей в регионе на уровне 25% доли рынка. Ограничение рыночной доли ритейлеров, как выяснилось, приводит к снижению стимулов для ценовой и неценовой конкуренции. Как сообщает РИА Новости, Федеральная антимонопольная служба, также участвовавшая в оценке последствий принятия закона, считает, что закон не создает ограничений и препятствий для развития сетей. В заключении Минэкономразвития говорится, что пороговое значение в 25% условно: при наличии у сети доли в 24,9% она имеет право приобрести или арендовать любое количество торговых объектов в регионе и увеличить свою долю вплоть до 100%. Еще один негативный вывод Минэкономразвития – отсутствие в законе порядка расчета размера вознаграждения в связи с приобретением определенного количества продовольственных товаров у поставщика. Остается непонятным, следует ли рассчитывать 10-процентное вознаграждение непосредственно в отношении каждого поставленного наименования товара или же от общей стоимости всей переданной в рамках договора поставки продукции (имея в виду, что в таком случае применительно к конкретной товарной позиции размер премии может превышать 10%). «В связи с этим не ясно, является ли установление разных бонусов в рамках одного договора поставки нарушением закона о торговле и, как следствие, влечет ли это наступление административной ответственности (часть 1 статьи 14.42 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях). Допустимость неоднозначного прочтения норм закона приводит к существенным затратам хозяйствующих субъектов по взаимодействию с территориальными органами ФАС России (сбор и доставка доказательных материалов в территориальные органы ФАС России при рассмотрении дел о нарушении норм закона, сбор материалов и организация апелляционных процедур и прочее)», - говорится в документе Минэкономразвития.
Оценка закона позволяет говорить о его существенном влиянии на отношения в сфере торговли, резюмируют в МЭР РФ. Помимо однозначно определяемых участниками публичных консультаций положительных эффектов закона, также был выявлен ряд положений, определяемых участниками рынка в качестве «вводящих избыточные административные и иные ограничения и обязанности для субъектов предпринимательской деятельности или способствующих их введению, а также положений, способствующих возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской деятельности». «Полученные результаты позволяют сделать вывод о необходимости дальнейшего анализа положений закона и рассмотрения вопроса о его корректировке», - считают в Минэкономразвития. Член правления ОПОРЫ РОССИИ Наталья Чудакова уверена, что закон нуждается в доработке: «Закон о торговле ставит малых предпринимателей в неравное положение с крупными сетевыми компаниями, так как одни и те же продукты питания в крупные магазины поставляются по одной цене, а в малые совсем по другой. Отсюда и разная ценовая политика». По ее мнению, в законе о торговле прописано доминирующее положение только одной сети, а на самом деле на территории муниципального образования действует не один магазин, а несколько. Отсюда и доминирующее превосходство над магазинами шаговой доступности. «Этот момент и некоторые другие законом никак не регламентируется», - добавила предприниматель.