Что угрожает печатной периодике?
Данил Алтухов,
гендиректор компании "Роспечать-Алтай", Барнаул:
Чтобы встретиться с несколькими российскими распространителями, издателю нужно проехать по всей стране. Здесь участников рынка периодики можно увидеть всех разом в одном зале, заключить договоры, начать развивать бизнес в новых направлениях. При этом на таких мероприятиях из года в год обсуждаются актуальные для отрасли проблемы. Среди наиболее острых – падение тиражей печатной продукции и проблемы распространения. По поводу первого вопроса можно сказать, что с момента проведения первого форума на Алтае тиражи всех изданий серьезно упали по всей России. В среднем процентов на пять в год. Вторая проблема – то, что сегодня доступ читателя к периодическим изданиям во многих городах сужается из-за инициатив местных властей по сносу газетных киосков.
Роман Мартыненко,
замгендиректора компании "Коммерсантъ-Пресс", Москва:
Некоторых издателей тревожит развитие Интернета. Но для издательств он не враг, а просто одна из платформ для размещения. Факт, что читателя Сеть привлекает в том числе бесплатной информацией. Хотя серьезные материалы там сегодня уже не так просто найти бесплатно. Но даже платный контент в Сети стоит на 20–50% дешевле печатных аналогов.
Что касается экспериментов властей на местах с точками продаж прессы, то это, конечно, не способствует развитию издательского дела. Если киоск сносится, а человек привык покупать там газету, он может начать покупать в другом месте, а может и нет. Другой точки продаж периодики вообще может не оказаться поблизости. И человек останется без газеты. Вот это действительно угроза – если человек перестает читать, то он деградирует.
Юрий Самодуров,
замдиректора службы дистрибуции компании "Теленеделя", Москва:
По поводу тиражей глянцевых журналов я могу сказать, что некоторые из них пока растут. В продажах "проседают" только специализированные издания: компьютерные, детские. Зато очень популярны женские журналы и журналы "про звезд".
Во времена кризиса в 2008 году журнальная и газетная продукция очень сильно потеряла в продажах. Многие издательские дома закрылись, выжили лучшие. А вот в 2010 году у журнальной продукции случился скачок в продажах, они были выше, чем в докризисные годы. В 2011 году был небольшой спад. Что будет в 2012-м, посмотрим по итогам года.
Газетные же тиражи падают серьезнее в сравнении с журналами. Это, на мой взгляд, связано с тем, что появилось много бесплатных газет, которые пересекаются с платными изданиями в плане информации. Поэтому сегодня издателям необходимо бороться за качество своей продукции, что очень важно для читателя.
Именно поэтому Интернет еще долго не сможет удовлетворять потребность читателя в информации полностью. В нем сегодня слишком много мусора. Плюс я вот лично вообще до сих пор не могу читать текст с экрана.
Дмитрий Креславский,
управляющий директор "Издательства Панини Рус", Москва:
Я не считаю, что интерес к печатной периодике падает. Просто сегодня читателю достаточно тяжело выбрать из того количества продуктов, которые существуют.
К Интернету отношусь спокойно. Это реалии рынка, внутри которого нужно уметь работать. Сегодня у любого нормального издателя есть как офлайн-, так и онлайн-бизнес. Безусловно, Интернет отбирает часть молодой и активной аудитории у бумажных газет и журналов. Но когда речь заходит об этом, я всегда привожу пример США. Там Интернет распространен давно – при этом журналы как продавались миллионами, так и продаются до сих пор.
Цифры
На 4,8 миллиарда рублей (+4,3%) вырос в денежном выражении рынок печатных СМИ России и составил 112,8 миллиарда рублей.
42,3% всех доходов СМИ обеспечила реклама, 39,8% – розница, 17,9% – подписка.
75% оборота и 87% рекламных доходов в российской печати приходятся на примерно 50 национальных и 100 региональных издательских компаний.
Источник: доклад Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям (Роспечать) о состоянии полиграфии, книгоиздательства и периодической печати на 2011 год.
Татьяна Тихонова