Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Что угрожает печатной периодике?

Что угрожает печатной периодике?

Каждый месяц в России проходят форумы издателей и распространителей газет и журналов. На них обсуждают настоящее и будущее печатных СМИ: какие продукты перестают покупать, а какие пользуются спросом. Недавно в Белокурихе прошло одно из крупнейших мероприятий такого рода в России – "Алтайский форум издателей и распространителей печатной продукции". Его четвертый год подряд организует компания "Роспечать-Алтай".
С момента первого мероприятия количество участников форума выросло почти в три раза – до 80 компаний. В этом году среди них преобладали московские издательства, присутствовали представители международных концернов "Бурда", "Бауэр", "Аксель Шпрингер Раша" и другие. Были гости из ближнего и дальнего зарубежья: Казахстана, Белоруссии, Англии, Германии и других стран. Хозяев и некоторых гостей форума мы попросили высказать свой взгляд на современную ситуацию на рынке печатной периодики.
Данил Алтухов,
гендиректор компании "Роспечать-Алтай", Барнаул:

Чтобы встретиться с несколькими российскими распространителями, издателю нужно проехать по всей стране. Здесь участников рынка периодики можно увидеть всех разом в одном зале, заключить договоры, начать развивать бизнес в новых направлениях. При этом на таких мероприятиях из года в год обсуждаются актуальные для отрасли проблемы. Среди наиболее острых – падение тиражей печатной продукции и проблемы распространения. По поводу первого вопроса можно сказать, что с момента проведения первого форума на Алтае тиражи всех изданий серьезно упали по всей России. В среднем процентов на пять в год. Вторая проблема – то, что сегодня доступ читателя к периодическим изданиям во многих городах сужается из-за инициатив местных властей по сносу газетных киосков.

Роман Мартыненко,
замгендиректора компании "Коммерсантъ-Пресс", Москва:

Некоторых издателей тревожит развитие Интернета. Но для издательств он не враг, а просто одна из платформ для размещения. Факт, что читателя Сеть привлекает в том числе бесплатной информацией. Хотя серьезные материалы там сегодня уже не так просто найти бесплатно. Но даже платный контент в Сети стоит на 20–50% дешевле печатных аналогов.

Что касается экспериментов властей на местах с точками продаж прессы, то это, конечно, не способствует развитию издательского дела. Если киоск сносится, а человек привык покупать там газету, он может начать покупать в другом месте, а может и нет. Другой точки продаж периодики вообще может не оказаться поблизости. И человек останется без газеты. Вот это действительно угроза – если человек перестает читать, то он деградирует.

Юрий Самодуров,
замдиректора службы дистрибуции компании "Теленеделя", Москва:

По поводу тиражей глянцевых журналов я могу сказать, что некоторые из них пока растут. В продажах "проседают" только специализированные издания: компьютерные, детские. Зато очень популярны женские журналы и журналы "про звезд".

Во времена кризиса в 2008 году журнальная и газетная продукция очень сильно потеряла в продажах. Многие издательские дома закрылись, выжили лучшие. А вот в 2010 году у журнальной продукции случился скачок в продажах, они были выше, чем в докризисные годы. В 2011 году был небольшой спад. Что будет в 2012-м, посмотрим по итогам года.

Газетные же тиражи падают серьезнее в сравнении с журналами. Это, на мой взгляд, связано с тем, что появилось много бесплатных газет, которые пересекаются с платными изданиями в плане информации. Поэтому сегодня издателям необходимо бороться за качество своей продукции, что очень важно для читателя.

Именно поэтому Интернет еще долго не сможет удовлетворять потребность читателя в информации полностью. В нем сегодня слишком много мусора. Плюс я вот лично вообще до сих пор не могу читать текст с экрана.

Дмитрий Креславский,
управляющий директор "Издательства Панини Рус", Москва:

Я не считаю, что интерес к печатной периодике падает. Просто сегодня читателю достаточно тяжело выбрать из того количества продуктов, которые существуют.

К Интернету отношусь спокойно. Это реалии рынка, внутри которого нужно уметь работать. Сегодня у любого нормального издателя есть как офлайн-, так и онлайн-бизнес. Безусловно, Интернет отбирает часть молодой и активной аудитории у бумажных газет и журналов. Но когда речь заходит об этом, я всегда привожу пример США. Там Интернет распространен давно – при этом журналы как продавались миллионами, так и продаются до сих пор.

Цифры

На 4,8 миллиарда рублей (+4,3%) вырос в денежном выражении рынок печатных СМИ России и составил 112,8 миллиарда рублей.

42,3% всех доходов СМИ обеспечила реклама, 39,8%  – розница, 17,9% – подписка.

75% оборота и 87% рекламных доходов в российской печати приходятся на примерно 50 национальных и 100 региональных издательских компаний.

Источник: доклад Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям (Роспечать) о состоянии полиграфии, книгоиздательства и периодической печати на 2011 год.

Татьяна Тихонова

Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости