Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Россия вышла на 2-е место после США по количеству прибывающих в страну мигрантов

Россия вышла на 2-е место после США по количеству прибывающих в страну мигрантов

По количеству прибывающих в страну мигрантов Россия вышла на 2-е место после США. Об этом Владимир Путин заявил на недавнем заседании Совета по межнациональным отношениям. Как оценивать этот показатель: как доказательство наших успехов или как сигнал тревоги? Правильный ответ на этот вопрос поможет посмотреть на миграцию сквозь призму экономики.

Прежде всего давайте попробуем разобраться, нужны ли нам мигранты. По данным Росстата численность экономически активного населения в России на июнь 2012 года составила 76,4 млн человек. Из них работало на это время 72,2 млн человек, или 94,6% от общей численности экономически активного населения. Надо заметить, что далеко не все из оставшейся части официально числились в безработных. Сейчас трудно судить почему, но только россияне не очень надеются найти работу при помощи специализированных государственных структур. Всего в учреждениях службы занятости в качестве официальных безработных зарегистрировано 1,1 млн человек. В три раза больше людей у нас пытаются найти работу самостоятельно. Причем, если верить Росстату, делают это достаточно целеустремленно. Таким образом, безработица в России достигла на июнь 2012 года 4,1 млн человек, или 5,4%. Теоретически эти люди готовы работать и составляют трудовой резерв России.

Но главная их проблема, как это ни парадоксально, в том и состоит, что они — граждане России. С экономической точки зрения для работодателя мигранты, а особенно нелегальные, пока представляют куда больший интерес.

Современные россияне — не все, но многие — неплохо знают свои права. Знают, куда жаловаться в случае их ущемления и не боятся это делать. На каждый выплаченный соотечественникам в виде заработной платы рубль предприниматель должен дополнительно перечислить в виде налогов в бюджеты и обязательных платежей в различные фонды еще тридцать копеек.

Ну и зачем ему все эти хлопоты? Можно услышать возражения, что по нашим законам за каждого пойманного нелегала работодатель должен будет заплатить штраф от 250 до 800 тыс. рублей. Но, как метко подметил классик, суровость российских законов умеряется их неисполнением. Вот и выходит, что при 4,1 млн безработных в России в наших городах и весях только по официальным данным активно трудятся от 3,2 до 4,5 млн нелегальных мигрантов. Цифры не просто сопоставимые. Они практически одинаковые.

На самом деле, термин «нелегальный мигрант», применяемый по отношению к тем приезжим, кто устроился на работу без соответствующего разрешения, не совсем корректен. В Россию они чаще всего въезжают совершенно законно. Практически со всеми странами СНГ, откуда к нам стекаются рабочие потоки, у Российской Федерации безвизовый режим. За три месяца (а именно столько времени могут находиться без регистрации на нашей территории гости из ближнего зарубежья) мигранты успевают найти и работу, и жилье. А часть из них успевает даже легализоваться в качестве наемного работника. По словам руководителя Департамента труда и занятости населения столицы Олега Нетеребского, в Москве сейчас легально работают 350–380 тыс. трудовых мигрантов. Вместе с тем городские квоты на привлечение рабочей силы из-за рубежа за четыре года сократились в 2,8 раза. Меры по их сокращению стали приниматься в том числе и в связи с началом мирового кризиса, для того чтобы в условиях сокращения производства обеспечить рабочими местами своих граждан. Правда, по мнению экспертов, квоты не играют решающей роли в регулировании рынка труда мигрантов. Они уменьшаются — и меньше становится тех, кто трудится в России на законном основании. Зато число нелегальных работников увеличивается.

Начнем с того, что у трудовых мигрантов есть ряд преимуществ. При необходимости их можно достаточно быстро организовать для работы, требующей больших трудозатрат и не предполагающей особо комфортных условий размещения. Их основная цель — заработать деньги. Семьи остаются на исторической родине, к конкретному месту в России они не привязаны. Поэтому трудовые мигранты мобильны и неприхотливы. Например, на стройках недавно завершившегося саммита АТЭС их насчитывалось около 15 тыс. Местных жителей на эту работу, видимо, не нашлось.

Кроме того, гастарбайтеры (что в переводе с немецкого означает «гости-рабочие») приезжают к нам, как правило, из тех республик, где средняя зарплата в разы ниже российской. Поэтому ценят свой труд сравнительно недорого, за небольшое по нашим меркам вознаграждение готовы работать семь дней в неделю. Крайне редко вступают в конфликт с работодателем, потому что дорожат своим местом. На первый взгляд, ресурс почти бесценный.

Но если присмотреться внимательнее, оказывается, что есть у трудовых мигрантов и недостатки. Причем в подавляющем большинстве проистекают они из перечисленных выше достоинств.

Если главная цель — просто заработать деньги и уехать, значит, нет особого смысла повышать свою квалификацию, учиться чему-нибудь. Нет заинтересованности хотя бы в сохранении обычной лояльности по отношению к работодателю. Можно браться за любую работу, не думая о том, как долго можно будет пользоваться результатами твоего труда. Можно менять рабочее место, как только на горизонте замаячит более высокий заработок. В конце концов, можно просто не знать языка страны, в которую приехал. Короче, во всем руководствоваться соображениями временщика.

Но, по большому счету, все это — проблемы работодателей. Есть и другие, которые требуют решения в государственном масштабе. Чтобы не пришлось на московских улицах видеть повторения парижских и лондонских событий.

Можем ли мы сейчас полностью обойтись без трудовых мигрантов? Наверное, нет. Но упорядочить их работу и вообще пребывание на территории России просто необходимо. И хорошо, что руководство страны понимает важность этих вопросов. Владимир Путин не зря, наверное, сказал, что вся система управления миграционными процессами должна быть модернизирована. В итоге мы должны добиться максимальной интеграции мигрантов, в том числе трудовых.

Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости