Как автомобилестроителей защитили от ВТО
Зачем в России ввели утилизационный сбор на автомобили
Вступление России в ВТО порадовало автолюбителей. Еще бы. Ведь одним из условий вступления нашей страны в эту организацию было обязательное снижение таможенных пошлин на ввоз иномарок. Причем как новых, так и подержанных. Но радость была недолгой – снижение пошлин компенсировали новым сбором. Но оказалось, что ввели его ненадолго.
То, что утилизационный сбор мера временная – стало известно недавно со слов первого вице-премьера Игоря Шувалова. Основная загвоздка, по словам чиновника, в российской автомобильной культуре. Так, если бы у нас машина служила семье 3-5 лет, как в Японии, а после бы утилизировалась, то никакой сбор не ввели бы.
В качестве примера, к которому есть смысл стремиться, Игорь Шувалов привел Японию. Здесь автовладельцев стимулируют избавляться от автомобилей после трех лет эксплуатации. И для этого есть два пути. Первый – утилизация. Второй – продажа автомобиля в другую страну.
По словам Шувалова, когда в России будет аналогичная культура владения автотранспортом, то не будет смысла в утилизационном сборе. Но пока нам для этого далеко. Так что перед отменой утилизационного сбора нужно создать соответствующие условия.
Что за сбор?
Утилизационный сбор в России начал действовать с 1 сентября. Его платят те, кто ввозит в Россию новые или подержанные автомобили. А также те, кто производит машины внутри России.
Придется заплатить утилизационный сбор и тем, кто покупает иномарки в России. Но не всем, а лишь тем, кто покупает машины у продавцов, ранее не заплативших утилизационный сбор.
Базовая ставка утилизационного сбора – 20 тысяч рублей для легковых автомобилей. Для грузовиков цифра выше – 150 тысяч рублей.
Логичный вопрос – куда пойдет утилизационный сбор? И здесь все туманно. Чиновники не дают на этот вопрос однозначного ответа, да и отдельной графой в бюджете это не прописано.
Сколько платить?
Но это базовый тариф. На самом деле платить придется куда больше. В зависимости от типа автомобиля, его мощности, объема двигателя, возраста - базовый тариф умножается на определенный коэффициент.
Но есть два исключения. Это новые электромобили и малолитражки с объемом двигателя менее литра. Их утилизационный сбор составляет 17200 рублей.
Если ввозится электромобиль старше трех лет или малолитражка такого же возраста, то сумма сбора в разы возрастает. Сразу до 106 тысяч рублей.
За ввоз нового автомобиля гольф-класса с двигателем до 2000 литров придется заплатить 26 800 рублей. За такую же машину, но выпущенную более трех лет назад, придется заплатить сбор уже в размере 165 200 рублей.
И это еще цветочки. Ягодки начинаются с люксовых автомобилей с мощными двигателями. Так, сумма утилизационного сбора на новый автомобиль с двигателем, объем которого превышает 3,5 литра, составляет 110 тысяч рублей. Если машина старше трех лет, то сумма сбора составит 700 200 рублей!
Не только в России
Между тем, утилизационный сбор - это не наше изобретение. Аналогичный сбор, например, уже давно существует в Европе. Но от российского он отличается в корне.
Во-первых, в Европе этот сбор уже включен в стоимость автомобиля. Во-вторых, он составляет 50-100 евро. В-третьих, там четко прописано, куда идут деньги – на утилизацию, что прописывается отдельной графой в бюджете и прозрачно контролируется.
Маленький нюанс
Но есть один нюанс, который делает новый сбор не таким страшным. Все эти огромные цифры актуальны только для юридических лиц. Физическим лицам придется платить куда меньше.
Здесь утилизационный сбор составит 2000 рублей за новую машину. За иномарку старше трех лет придется заплатить 3000 рублей. Разница со ставкой для юрлиц очевидна. И в связи с этим у многих экспертов возникает вопрос: ждет ли Россию массовый ввоз иномарок «физиками» или расцветет «серый рынок»?
Ну а в том, что как минимум, один из этих сценариев осуществится, сомнений нет.
Иван Муравьев