Взаимодействие бизнеса и власти в условиях членства России в ВТО
В Центре международной торговли прошел круглый стол, на котором обсуждались вопросы взаимодействия бизнеса и власти в условиях членства России в ВТО.
Его участники обсуждали вопросы защиты интересов отечественных производителей, и одной из самых важных тем стало положение российского сельского хозяйства.
О том, какие потери может понести аграрный сектор от членства в ВТО, говорили, пожалуй, чаще всего, но опасения отчасти развеяло выступление заместителя министра Минсельхоза Олега Алдошина.
Действительно, вопросы адаптации российского сельского хозяйства к новым условиям — очень чувствительная тема, которая касается практически трети нашего населения. Главный документ, который призван разрешить все эти вопросы, — это новая восьмилетняя государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, которая была принята в июле этого года. Этот документ отрабатывался с активным участием отраслевых союзов и ассоциаций, а его разработчики исходили из того, что мало просто адаптировать меры государственной поддержки к новым условиям ВТО. Нужно воспользоваться переходным периодом и создать такие механизмы, которые послужили бы более эффективному развитию отрасли и созданию конкурентоспособных производств. В эту программу были включены шесть основных подпрограмм и две федеральные целевые программы.
Олег Алдошин достаточно подробно рассказал о традиционных подпрограммах по развитию животноводства и растениеводства. Причем в эти направления включено не просто стимулирование производства сельхозпродукции, разработчики предусмотрели и комплекс мероприятий, направленных на поддержку перерабатывающих производств, на развитие логистических и сбытовых центров. Другими словами, предпринята попытка комплексно решить проблемы, связанные и с сельхозпроизводством, и с переработкой, и с реализацией готовой продукции, «расшить» узкие места агропродовольственной цепочки. В отдельную подпрограмму сведены мероприятия, направленные на развитие мясного скотоводства. К сожалению, производство качественной говядины у нас пока отстает, поэтому для тех, кто здесь работает, предусмотрены отдельные механизмы поддержки.
Разработана и подпрограмма по поддержке малого и среднего сельхозбизнеса. По отдельным видам продукции в этих хозяйствах производится от 50 до 80%. Но в новых условиях хозяйствования они столкнутся с немалыми трудностями. Эта подпрограмма призвана обеспечить их нормальную адаптацию.
Продолжат свое действие и две федеральные целевые программы. Правда, их несколько переформатируют. Это программа по устойчивому развитию сельских территорий и поддержанию и сохранению плодородия почв, которая потом перейдет в программу развития системы мелиорации земель сельхозназначения. Общий объем финансового обеспечения госпрограммы на восемь лет составляет 2,2 трлн рублей.
В министерстве также учли правила и требования ВТО в части распределения тех средств, которые направляются на поддержку сельского хозяйства. Поэтому половина средств — 1,1 трлн рублей — это меры, которые подпадают под правила так называемой «зеленой корзины». На них не распространяются ограничения, связанные с финансированием мероприятий по поддержке сельского хозяйства. Мы полностью соблюдаем принятые на себя обязательства.
Более того, есть определенная возможность и по увеличению финансирования. Но это уже будет зависеть не от требований ВТО, а от нашей бюджетной обеспеченности.
Таким образом, государство не бросает наших сельхозпроизводителей на произвол судьбы, но формы поддержки могут меняться. Например, с учетом норм и правил ВТО в области растениеводства предусмотрен переход на новый вид субсидий, не предназначенных для поддержки конкретных видов продукции, — так называемая несвязанная поддержка. Она будет оказываться в виде субсидий на повышение доходности сельхозтоваропроизводителей и рассчитываться исходя из одного гектара обрабатываемой пашни с учетом биоклиматического потенциала, качества почвы и объема производимой продукции. Это позволит, по мнению специалистов, более справедливо и эффективно распределять общий объем субсидий и уже на региональном уровне учитывать соответствующую специфику территорий, стимулируя их к более качественному использованию региональных конкурентных преимуществ.
На поддержку и развитие мясного скотоводства будет ежегодно выделяться от 7 до 9,5 млрд рублей. В сфере животноводства также предусмотрен новый вид поддержки — это субсидии на один килограмм товарного молока высшего и первого сорта.
Увеличивается финансирование, связанное с поддержкой экономически значимых региональных программ. Они будут разрабатываться в регионах исходя из местной специфики.
В этой программе зафиксировано еще одно важное решение. Теперь инвестиционные проекты будут финансироваться на протяжении 15 лет. Это важно особенно в животноводстве, где со снижением таможенной защиты возникли риски того, что сроки окупаемости больших инвестиционных проектов будут увеличены. Чтобы их минимизировать и принято решение об увеличении сроков субсидирования таких инвестиционных кредитов.
В результате планируется сохранить те положительные тенденции, которые были в отрасли. Авторы программы рассчитывают на увеличение до 2020 года производства сельхозпродукции на 21%, пищевых продуктов — на 35%. Прирост объема инвестиций в отрасль должен составить ежегодно не менее 4,5%, средний уровень рентабельности — достичь 15% с учетом субсидий.
Также реализуется комплекс мер, направленных на так называемую косвенную поддержку наших сельхозтоваропроизводителей, связанный с их льготным налогообложением. В правительстве сейчас находится законопроект, по которому можно устанавливать критерии неблагоприятных для ведения сельхозпроизводства территорий. А территорий с таким статусом у нас очень много. Средства, которые идут сюда на поддержание сельхозпроизводства, тоже исключены из наших обязательств. Поэтому сельхозпроизводители у нас без поддержки не останутся.