Почему Россия не Китай. Подробности визита экс-министра финансов на Алтай
По инициативе местного отделения комитета он и прибыл на Алтай – поучаствовать в конференции и прочитать лекцию студентам Академии экономики и права. А приехав, тут же написал в своем твиттере: "Барнаул. Простые радушные люди. Очень приличные дороги".
Монетарист
Алексея Кудрина многие считают жестким монетаристом, который так и норовит изъять деньги из экономики, мол, именно его-то политика подавления инфляции с накоплением нефтедолларов в резервном фонде отнимала деньги у производства. Он же полагает: правительство, в котором он работал, недостаточно жестко это делало. Спор этот, очевидно, вечен, но в тот день эксперта больше слушали, чем спорили.
В 1990-е годы, говорил он, средняя цена нефти составляла лишь $ 18,5 за баррель, в 2000-х годах федеральный бюджет был сверстан исходя из цены $ 20. Тогда рост цен министру финансов казался большим благом. Но потом цены достигли фантастических высот, и в страну повалили нефтедоллары.
– Курс рубля стал быстро укрепляться, а импорт становился все дешевле, и это убивало российское промышленное производство, – объясняет г-н Кудрин.
Разумнее, по его словам, повели себя власти Китая: сохранили фиксированный курс юаня и, наоборот, завалили США своими товарами. Как они этого добились?
– Исключительно монетарными методами, – продолжает финансист. – Вы знаете, сколько Китай изымал из экономики денег? 10 процентов ВВП в самые успешные годы, а мы лишь 5 процентов. Мне говорили: изымая деньги из экономики, вы ее обескровливаете. Это говорили люди, которые не знали реальной динамики прироста денежной массы в нашей стране. У нас в 2006–2007 годах прирост денег составлял 50 процентов. А если бы не резервный фонд, прирост составил бы 80–90 процентов…
Нет, Кудрин не против использования ресурсов: надо это делать быстро и эффективно, пока наши нефть и газ еще имеют спрос (мало ли что там изменится в мире). Главная задача – благоприятный инвестиционный климат. Только вот в этом российское правительство пока не преуспело.
Политик
Алексей Кудрин не выглядит политиком. Да, он говорит о том, что России нужна смена политической системы, о том, почему китайский вариант авторитарного руководства для нас давно неприемлем – их уровень развития мы прошли еще в 1960-х годах. Но для политика он академичен и негибок: у него есть свои представления о том, как должна развиваться экономика (частично я изложила их), и он не собирается их менять.
На вопрос, будет ли он создавать и возглавлять партию, он отвечает скорее отказом. Сейчас, как он полагает, только идет процесс выработки единой платформы для тех сил, которые хотят перемен. "Комитет гражданских инициатив" – не путь к созданию такой платформы, а объединение экспертов, аналитиков, активистов, предлагающих проекты решения конкретных проблем.
Среди них, например, школа местного самоуправления, а также интернет-пособие для чтения бюджета – документа, в котором сегодня мало кто, кроме финансистов, разбирается.
– Мы разработаем новые порталы с методикой анализа бюджетов любых уровней – начнем с муниципальных в ряде регионов, которые мы отобрали. И покажем всем, как работать с бюджетом, дадим реальный инструмент депутатам для работы с любыми цифрами, – поясняет Кудрин. – Я представляю, сколько точек активности появится для обсуждения местного бюджета, для высказывания обоснованных аргументов с цифрами, с приоритетами. Конечно, создание этой культуры потребует времени, но надо начать, и дальше мы уже будем обучать друг друга.
…После завершения конференции разговор с Алексеем Кудриным продолжили журналисты – его ответы на вопросы мы опубликуем в одном из ближайших номеров "СК".
О чем еще говорил Алексей Кудрин
О науке
– Россия тратит на науку и опытно-конструкторские разработки (НИОКР) в процентах к ВВП больше, чем Япония, Великобритания и Канада. Никто поверить в это не может. В чем проблема? Но в этих странах бизнес тратит на это в четыре раза больше, чем в России. Почему в России бизнес не инвестирует в НИОКР? Почему он в этом не видит фактор будущего успеха в конкурентной борьбе? То ли считает, что не доживет до результатов, то ли в конкурентной борьбе играют роль другие факторы?
О правительстве
– Пребывая в правительстве, я понимал, что обсуждение важнейших, судьбоносных для истории страны решений не проходит достаточно открыто. Поводом для моего ухода было то, что масштаб заявленных военных и социальных расходов подрезал развитие целого ряда важнейших для общества сфер.
О Европе и США
– И США, и Европа стали государствами потребления за счет ресурсов и ВВП, созданных в других регионах мира. И в ближайшие годы эти страны должны существенно сократить уровень своего благосостояния. В США уровень потребления должен будет снизиться на 10–15%, чтобы уйти от того дефицита, который достиг сейчас 7–8% ВВП.
Цифры
70 млрд. рублей - инвестиции в Алтайском крае.
303 млрд. рублей - инвестииции в Красноярском крае
0,7% – такова доля инвестиций в основной капитал в Алтайском крае от всего объема инвестиций в России, или 5,8% от аналогичного показателя в Сибирском федеральном округе.
(Данные за 2011 год)
Справка
Алексей Леонидович Кудрин родился 12 октября 1960 года, работал министром финансов в правительстве России с 18 мая 2000 года по 26 сентября 2011 года, что является самым длительным сроком нахождения в данной должности в современной России. После получения высшего экономического образования Кудрин работал в администрации мэра Санкт-Петербурга, затем в администрации президента Бориса Ельцина.