Предпринимателей заранее предупредят о внеплановой проверке
Роспотребнадзор утвердил административный регламент проверок предприятий, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц. В зоне внимания ведомства — выполнение санитарных норм, законодательства по защите прав потребителей и правил продажи отдельных видов товаров.
Новый регламент предусматривает проведение плановых проверок Роспотребнадзора на предприятиях только один раз в три года. Причем бизнесмены должны быть предупреждены о визите работников ведомства заранее. Юридические лица и индивидуальные предприниматели уведомляются не позднее чем за три рабочих дня. При этом, выездная проверка в отношении юридического лица должна проводиться в присутствии руководителя компании или его уполномоченного представителя. Та же схема предусмотрена и для индивидуальных предпринимателей.
При проведении проверки должностное лицо из Роспотребнадзора не вправе выходить за рамки своих полномочий или требовать от руководства документы, не относящиеся к предмету инспекции. Естественно, что сроки проведения проверки также превышены быть не могут. Зато инспектор наделен правом рассмотрения документов лиц, подлежащих проверке. Кроме того, должностное лицо может досматривать используемые в работе помещения, транспортные средства и перевозимые ими грузы. В круг полномочий должностных лиц Роспотребнадзора входит и отбор образцов (проб) производимой продукции, и проведение экспертиз, направленных на установление причинно-следственной связи выявленного нарушения обязательных требований с фактами причинения вреда.
В адрес бизнесменов должна быть направлена копия распоряжения (приказа) о начале плановой проверки. Это можно сделать либо заказным письмом с уведомлением о вручении, либо иным доступным способом, говорится в документе. Это касается и документарной, то есть невыездной проверки, проводимой Роспотребнадзором. Кстати, о результатах инспекции можно узнать через сайт ведомства и его территориальных подразделений. Список адресов, телефонов и интернет-страничек региональных управлений Роспотребнадзора прилагается в специальном перечне, входящем в регламент. О внеплановой проверке руководство фирмы тоже должно быть предупреждено. Регламентом этот срок установлен в 24 часа.
Естественно, что из любого правила есть исключение. «Если основанием для проведения внеплановой выездной проверки является причинение вреда жизни, здоровью граждан, окружающей среде, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, должностные лица Роспотребнадзора вправе приступить к проведению внеплановой выездной проверки незамедлительно», — уточняется в документе.
Заглянуть на предприятие вне плана сотрудники Роспотребнадзора могут на основании поступившей информации как от государственных органов, так и от потребителей, чьи права были нарушены. Четко установлены и сроки проведения проверки. Они различаются в зависимости от размера предприятия. Но в целом «срок проведения документарной и выездной проверки не может превышать двадцать рабочих дней» в год, сообщается в документе. При этом для малого предприятия время плановой выездной ревизии не может превысить 50 часов в год, а для микропредприятия и того меньше — 15 часов в год.
Однако в исключительных случаях, коим является, например, необходимость проведения разного рода исследований и экспертиз, срок проверки может быть продлен. «Но не более чем на двадцать рабочих дней, а в отношении малых предприятий, микропредприятий — не более чем на пятнадцать часов», говорится в регламенте.
Если бизнесмен не согласен с результатами проведенной Роспотребнадзором проверки, то в течение пятнадцати дней с даты получения акта проверки он вправе представить свои возражения по поводу инспекции в Роспотребнадзор. «При этом к таким возражениям могут быть приложены документы, подтверждающие обоснованность возражений, или их заверенные копии либо в согласованный срок передать их в орган Роспотребнадзора», уточняется в документе. А срок рассмотрения жалобы в досудебном порядке не может превышать 30 дней со дня ее регистрации.
«На мой взгляд, ограничений по проверкам вроде „не чаще, чем раз в три года“ быть не должно», — считает председатель Союза потребителей России Петр Шелищ. По его словам, риск попасть под проверку Роспотребнадзора должен всегда висеть над предпринимателем. «Рынок от этого только выиграет. А сейчас у нас зачастую получается, что хорошему предпринимателю нет места в бизнесе из-за недобросовестной конкуренции. Он ее просто не выдерживает», — сказал Шелищ. Но и за деятельностью контролирующих органов следить тоже необходимо, добавляет он.