Бизнес идея: открываем мини-гостиницу
Мини-гостиницы считаются «непаханым полем» российского малого предпринимательства
Руководитель Ростуризма Александр Радьков 8 августа 2012 года сказал: «…в России катастрофически не хватает маленьких гостиниц». Помимо туров иностранцев спрос на этот вид услуг огромен. Министр Радьков сообщил интересные цифры: оказывается, российские граждане совершают тридцать три миллиона путешествий внутри страны, и рост поездок каждый год составляет примерно 4 – 6 процентов. Понятно, удовлетворит такой гостиничный "голод" даже массовым строительством нереально. В престижных и исторических районов российских городов просто нет свободных мест для застройки.
«Спрос всегда порождает предложение, - комментирует ситуацию эксперт по гостиничному бизнесу Михаил Ватников из Петербурга. - У нас, в Питере, действует сеть мини-гостиниц на базе многокомнатных квартир и загородных коттеджей. Проблема настолько остра, что Законодательное Собрание Санкт-Петербурга разрабатывает проект закона легализации малых отелей». Эксперт говорит о высокой экономической выгоде мини-отелей и о перспективах этого бизнеса.
В отличие от Америки и Европы, где мини-гостиницей считаются отели до 150 номеров, в Петербурге есть крохотные гостиницы на 6-8 номеров. «В самом деле, приветствуется всё, что хоть как-то может разрядить напряженку со съемным жильем для путешественников, - рассказывает Роман Михайлов, хозяин мини-гостиницы на Байкале. - Людей в деревнях просят надстроить второй этаж для ночлега командировочных и туристов. Посмотреть Тальминские писаницы в Качугском районе приезжают со всего мира». Таким образом, подобный бизнес вполне может быть востребован во всех уголках нашей страны.
В поисках новых впечатлений
Для того чтобы оценить успех предпринимательства в гостиничном бизнесе, нужно посмотреть на местные туристические маршруты, то есть на то, насколько велик потенциал искателей новых впечатлений. Часто бывает так, что городские гостиницы расположены вдали от исторических центров и памятников архитектуры – возле крупных предприятий. И это сужает возможности приема гостей. В частных беседах гиды и музейные работники в провинциальных городах рассказывали, что туристы рады были бы остаться на денек-другой, чтобы ознакомиться с достопримечательностями, но их сдерживает отсутствие удобных номеров.
«Россия – очень интересная страна, с меняющимся укладом, - пишет немецкий путешественник Карл Хартманн из Мюнхина, - историческое забвение одних архитектурных памятников сменяется ностальгическими реставрациями других зданий. Убогость одних улиц – роскошью центров. Практически в любом городе есть на что посмотреть». И в самом деле, иностранцев удивляет все: Кадиллаки и «ржавые копейки», бывшие общежития с черными провалами вместо окон и монолитно-кирпичные высотки с витражным остеклением, скульптуры вождям пролетариата из советского прошлого и бронзовые изваяния царям. «Людям в большей степени интересен контраст, чем узнаваемая картинка, - считает психолог Ирина Воротникова. - В этом случае впечатление всегда острее».
Очевидно, что многие предприниматели заблуждаются, считая этот бизнес изначально убыточным, мол, «кто же в наш забытый Богом городок приедет»? Форумчанин с ником Ясновидящий из Архангельска написал следующее: «Социальные сети и скайп очень просто решают проблему с клиентами. Я с успехом посуточно сдаю свою вторую комнату одиноким туристам, среди них много иностранцев, ищущих новых впечатлений. Они запросто платят по сто евро, лишь бы не иметь проблем с жильем».
Бизнес - эволюция успеха
Эксперт Михаил Ватников проанализировал ряд историй становления этого вида малого бизнеса. Он подчеркивает, что львиная доля предпринимателей начинали со сдачи свободного жилья. «Вначале была квартира, доставшаяся по наследству, либо большой дом, с пустующими комнатами, - сообщил Ватников. - Далее сдача лишнего жилья помесячно, потом посуточно, и только потом – реальный гостиничный бизнес, пусть и малый, но со всеми атрибутами крупных отелей». По его словам, успеха добились те люди, которые «не проедали доходы, а инвестировали их в дело».
В Питере, особенно в центральной части, под мини-гостиницы переделывали коммунальные квартиры с большими площадями, либо совмещали квартиры по лестничной площадке. На форумах по этой тематике можно найти интересные сообщения на эту тему. Некая ИНГА сообщила, что «Этот бизнес в нашем исполнении является чисто российским изобретением. Это эволюция успеха, когда не имеешь за душой ни гроша, за десяток лет становишься миллионером». Правда та же ИНГА призналась, что часть времени она работала по «серой» схеме.
Сейчас несколько иные условия, чем десятилетия назад, и мини-гостиницы можно построить. Конечно, осилить одному строительство проблематично, но найти пайщиков хоть и сложно, но вполне реально. Обычно под гостиницу переделывают свой дом. По расчетам специалистов, строительство мини-отеля обойдется инвестору до двадцати тысяч рублей за кв. метр, а переделка – в 250 $ за квадрат, включая меблировку, кондиционирование, современную сантехнику.
«Эти цифры достаточно условны, - пишет Михаил Ватников. - Все зависит от региона и публики. Кто-то делает упор на эконом-номера по цене от 700 рублей за сутки, с удобствами в конце коридора. Кто-то сдает апартаменты по 300 $ с дорогой мебелью и красивым видом из окна».
Взгляд изнутри
Форумчанине в основном упор делают на так называемую «серую» клиентскую базу, которую нарабатывают годами, однако отмечают проблемы с отчетностью. Командировочный просто не поселится в такой мини-отель, поскольку не сможет получить квитанцию о расходах. «Вроде бы в выигрыше, когда работаешь «в серую», но есть головная боль от потенциальных наездов налоговиков и суженной базы клиентуры», - пожаловался форумчанин «На_краю_Земли». Он советует начинающим легализоваться и работать по упрощенному налогообложению.
«Для того чтобы мини-гостиница была востребована, необходимо: во-первых, оснастить её бесплатным Wi-Fi, спутниковым телевидением и бесплатной телефонной связью по городу, - утверждает владелец гостиницы «У реки» из Подмосковья Багратян Ованесян. - Конечно же, чистота и кодовые сейфы. Это дополнительные расходы, но без них сейчас не обойтись».
Пользуются спросом гостиницы, где есть кухонный уголок. Как правило, это мини-бар с бесплатным чаем или кофе, микроволновка, холодильник и уютные столики, где можно посидеть в непринужденной обстановке. «Люди не хотят сидеть, запершись в номерах, - считают предприниматели Игорь Невесёлов и Лиза Ягодка из Иркутска. - Им нужны общение и домашняя обстановка, располагающая к беседам. Только так можно заполучить постоянных клиентов».
***
Нехитрый, на первый взгляд, бизнес имеет свои секреты становления. Однако его успешность предопределена растущим спросом на комфортное временное жилье.
Александр Ситников