Открытые инновации покоряют мир
Третий день работы V Инновационного форума начался международной конференцией «Открытые инновации: сотрудничество Санкт-Петербурга и Юго-Восточной Финляндии».
По словам модератора Юрия Нуруллина, термин «открытые инновации» становится все более популярным. «Однако проблема в том, что открытые инновации — это совершенно новая парадигма, новый подход, новая философия бизнеса, — отметил он. И перед нами стоит задача перевода термина из категории философской в категорию технологическую. Мы должны сделать их реально действующим механизмом управления бизнесом». Он предложил рассмотреть открытые инновации в четырех плоскостях: как методологию высокотехнологичного предпринимательства; как особую инфраструктуру; как развитие человеческих ресурсов; наконец, как создание сообщества людей, работающих в области открытых инноваций.
Первый докладчик Антро Кутвонен подчеркнул, что «появление открытых инноваций — это результат неизбежных изменений, которые начались в 1980-х годах, — глобализации, информатизации, роста конкуренции, развития информационно-коммуникационных технологий». С одной стороны, эти изменения сближают людей, сокращают путь к получению необходимых знаний, с другой — возрастает конкуренция, так как она из местечковой переходит в глобальную, а потребитель становится все более просвещенным и легко объединяется. В таких условиях только открытость поможет компаниям выжить, считает ньюсмейкер. «Учитывая, что ни одна компания не может влиять на эти процессы, бизнесу лучше возглавить их, идти впереди, делиться своими идеями, которые он самостоятельно не может коммерциализировать», — рекомендует Антро Кутвонен.
Петербуржец Кирилл Лодыгин рассказал о создании демоцентра в Северной столице. По его информации, «проект построения демоцентров в прибалтийском регионе, в котором участвуют Эстония, Литва, Латвия и Россия реализуется первый год. Задачи — разработка и презентация программ, которые работают в городском хозяйстве, тренинг специалистов-пользователей этих программ, презентация IT-решений для ВИП-персон, госслужащих, школьников и студентов, предоставление доступа к аналогичным ресурсам в соседних странах. На настоящий момент петербургский демоцентр предоставляет две услуги: первая класса B2B — когда разработчик какого-либо приложения или своей программы может прийти в демоцентр и воспользоваться его ресурсами для его разработки, получив при этом в помощь наставника-профессионала; вторая — календарь со списком мероприятий на определенный период, который может посмотреть любой желающий и записаться для участия.
На конференции также обсуждали вопросы инвестирования в проекты открытых инноваций и обменивались опытом с северным соседом, который занимается данной проблемой уже не первый год.
Жаркие споры разгорелись на панельной дискуссии «Современная инновационная экосистема России», которая состоялась в тот же день.
Модератор мероприятия, сотрудник ООО «Майкрософт Рус» Гайдар Магдануров предложил обсудить наиболее часто задаваемые вопросы:
• в чем отличие российского рынка стартапов от рынков США, Европы, Азии?
• насколько просто выйти со своим стартапом на мировой рынок?
• какие сложности встречаются на пути стартапов в России?
По мнению управляющего партнера Puma Capital Дмитрия Чихачева, «главное отличие российских стартапов в том, что это вчерашние студенты, тогда как в Америке — люди с опытом, успевшие поработать в крупных корпорациях и ответственно подходящие к разработке собственной идеи». По этой причине, американские стартапы лучше проработаны и более успешны. В России же подход, как правило, такой: возьму венчурные деньги, попробую что-то сделать, не получится, пойду работать в Газпром», — завершил он свое короткое выступление.
С данным утверждением не согласился вступивший в дискуссию главный управляющий инвестиционным портфелем ОАО «РВК» Михаил Цыганков: «Месяц назад у нас был предприниматель, который продал квартиру, чтобы начать собственное дело. Очень мотивированный. Он нас всех покорил».
«Одно не противоречит другому, — отметила представитель компании Almaz Capital Любовь Симонова. — Просто американскому рынку стартапов 30 лет, а нашему — 5. Предпринимательское движение в США развивается на протяжении существования этой страны уже несколько веков, тогда как в России 80 лет убивали предпринимательскую жилку». По ее мнению, начать свое дело за рубежом легко, главное знать английский язык и иметь интересные идеи.
Однако, представитель компании Майкрософт, американец Сэм Розенбалм засомневался в том, что россиянин может легко начать бизнес в Америке, потому что там «принято быстро работать, доводить продукт до рынка, а российские предприниматели трудятся очень неспешно».
По мнению участников дискуссии, на сегодняшний день в США лучшие условия для развития современных информационно-коммуникационных технологий, там есть все: инрфраструктура, поддержка государства и крупных корпораций, наконец, атмосфера силиконовой долины. В России же пока ничего нет, а те венчурные компании, которые здесь работают, в год могут поддержать в лучшем случае 4–6 компаний. Спикеры сошлись во мнении, что без поддержки государства и крупных госкорпораций, без внедрения инновационного мышления со школьной скамьи, без воспитания ответственного отношения к делу у начинающих предпринимателей, а главное — без амбиций, когда стартапы думают не только о том, чтобы заработать здесь и сейчас, а чтобы создать что-то совершенно новое, создать глобальный рынок стартапов в России не получится. Хотя умнее россиян в мире никого нет.
Под эгидой Программы приграничного сотрудничества в рамках Европейского инструмента соседства и партнерства «Юго-Восточная Финляндия – Россия 2007–2013» состоялся семинар по изучению и использованию современных технологий в сфере обращения с отходами.
Встреча показала, что наибольший интерес российской стороны вызывают уникальные разработки Финляндии в области создания технологий, способных преобразовывать отходы в энергию. Конкретным результатом Программы станет создание в Петербурге электронной биржи отходов, что позволит включиться в международную информационную систему, позволяющую использовать отходы одного производства в качестве сырья для другого.