СМИ выяснили, что принесёт россиянам третья пенсионная реформа
В соответствии с ранее принятым планом правительство должно было представить стратегию главе государства до 1 октября.
Стратегия предусматривает возможность для граждан в дальнейшем (после 2015 года) самостоятельного выбора в отношении двух "накопительных" процентов: "остаться в государственной пенсионной системе солидарного характера или подать соответствующее заявление и формировать свои пенсионные права в рамках накопительной системы с уменьшением (вычетом) тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на величину уплаченных взносов в размере 2% в накопительную составляющую". После 2015 года подразумевается, что все пенсии станут только солидарными (кроме тех, кто захочет участвовать в накоплениях по заявлению).
Реформа накопительной части пенсии была главным пунктом спора социального и финансового блоков.
Государственная пенсия граждан, родившихся после 1966 года, состоит из двух частей – индивидуальных накоплений и распределительной части. То есть пенсионные отчисления работодателя (22% от фонда оплаты труда) делятся на две части – 16% идет на оплату нынешних пенсий, а 6% - в индивидуальную копилку будущего пенсионера. Такая система действует с 2002 года. К настоящему времени в накопительной системе, по оценке Пенсионного фонда России, аккумулировано около 2,3 трлн рублей. Но дохода они не дают, так как большую часть этих средств ВЭБ вкладывает в госбумаги с доходностью ниже инфляции.
Ситуация накалится после 2015 года, доказывал Минтруд и вице-премьер по социальным вопросам Ольга Голодец: на пенсию начнут выходить сначала женщины, родившиеся в 1967 году, а вскоре пенсионеров с "накоплениями" станет несколько миллионов. В этот момент выяснится, что пенсия копивших меньше пенсий тех, что получает только распределительную часть (те, кто родился до 1967 г): это произошло еще и оттого, что за свои избирательные кампании Путин несколько раз индексировал обязательные пенсии.
Минфин на это возражал: отмена накоплений подорвет веру в обещания государства, а реформировать систему надо за счет изменения существующих механизмов индексации пенсии и пенсионной формулы.
Споры не закончены, они продолжатся на стадии рассмотрения стратегии президентом, говорит собеседник в финансовом блоке правительства. Президент во время бюджетного совещания в Сочи полторы недели назад фактически поддержал сокращение накопительной компоненты до 2%, говорит на это собеседник в социальном блоке правительства.
Стратегия также подразумевает пересмотр подхода к так называемым "досрочным пенсиям", фактически отказ от них в прежнем понимании.Более 30% российских пенсионеров – "досрочники" в связи с особыми и специальными условиями труда (они описаны в так называемых списках №1, №2 и "малых списках", кроме людей занятых на опасных производствах, на севере и т.п. в списках встречаются и экзотические профессии, например, балерины). При этом финансирование выплаты им пенсий осуществляется за счет общих средств ПФР, а не страховых взносов работодателей. То есть "досрочникам" платят те, кто еще продолжает работать. "Льготные пенсии, по существу, компенсируют неблагоприятные условия труда, ответственность за которые должен нести работодатель, а также позволяют работодателям решать проблему привлечения рабочей силы на производства с вредными и опасными условиями труда", -- сказано в стратегии: "В результате те издержки, которые должен нести работодатель в целях обеспечения прав на досрочную пенсию, по сути, несут пенсионеры".
Издержки предложено перенести на работодателей, которые будут платить новый страховой тариф (на 2013 г. – доптариф 2-4%, 2014 – 4-6%, 2015 – 6-9%).
Еще одной важной пенсионной новацией стала реформа тарифной политики для "самозанятого населения" (по оценкам, это 12 млн человек, - индивидуальные предприниматели, нотариусы, адвокаты и проч. - из которых пенсионные взносы платят менее 3 млн).
Стратегия подразумевает повышение платежа в ПФР для самозанятого населения с 26% от 1 годового МРОТ до 26% от 2, 2,5 и 3-годовых МРОТ в 2013, 2014 и 2015 гг. соответственно.