Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Экологичные продукты – бизнес XXI века

Экологичные продукты – бизнес XXI века

Что ждет российский бизнес по продаже экологичных продуктов

На Западе сейчас настоящий бум так называемых экологичных продуктов. Что это такое? Говоря по-простому, натуральные продукты, которые выращены не в промышленных объемах, без химических удобрений. Словом, такие продукты, какие делает ваша бабушка в деревне. И в России этот рынок только на стадии становления.

В способе выращивания и есть главная особенность экопродуктов. Здесь принципиально не используются химические удобрения, стимуляторы роста и прочие не самые полезные вещества. Но, как показывает мировая практика, все это влечет рост цен на такие продукты. Как правило, их цена примерно на треть выше, чем у аналогичных, но обычных продуктов.

Но так как отрасль процветает, особенно в развитых странах Запада, люди должны быть уверены, что переплачивают именно за экологически чистые продукты. И в Европе с этим все в порядке. Там есть определенные нормы и требования к подобным продуктам, также на них наносится специальная маркировка, которая подтверждает их экологичность.

Это утвержденная властями маркировка. И чтобы получить ее, производитель сперва отправляет свой урожай в лабораторию. Там его проверяют по нескольким параметрам. И если он проходит все тесты, то только тогда ему присваивают маркировку.

«Как таковой, рынок экопродуктов в России пока не сформировался, данная ниша по-прежнему остается достаточно узкой, хотя спрос на такие продукты питания с каждым годом формируется на более высоком уровне. Основными потребителями экологичных продуктов питания выступают мегаполисы Москва и Санкт-Петербург и некоторые крупнейшие российские деловые центры (Ростов-на-Дону, Екатеринбург, Казань), - говорит аналитик ИК «Финам» Анна Мишутина. - Причина этого очевидна: с одной стороны, экологическая ситуация в этих городах с каждым годом ухудшается, при этом потребительский рынок настолько велик, что привлекает недобросовестных производителей. С другой стороны, доходы части населения крупных городов позволяют им переплачивать за качественное, но существенно более дорогостоящее питание, в то время как спрос со стороны меньших городов объективно скуден».

В последнее время введение аналогичной маркировки все активнее обсуждается и в России. В настоящее время соответствующий законопроект прорабатывается. И до конца осени он будет внесен в Государственную думу. Предполагается, что если такая маркировка появится и в России, то в итоге экологичные продукты займут 10% рынка. Сегодня их рыночную долю аналитики оценить затрудняются.

Главная особенность этого законопроекта – его полное соответствие европейским требованиям к экологичным продуктам. Предполагается, что отечественные продукты, получившие «зеленую печать», будут по всем параметрам соответствовать европейским меркам. И в итоге смогут без каких-либо проблем продаваться в Европе.

При этом участники рынка в целом положительно относятся к идее маркировать экологичные продукты. Но видят здесь одну большую недоработку. Пока неясно, как именно и кто до населения будет доносить ценность таких продуктов.

Логично предположить, что после введения подобной маркировки, экологичные продукты должны выйти из той узкой ниши, которую занимают сегодня. При этом производителям, опять же, за заветную маркировку придется заплатить. Ведь если ее не будет, то они так и не смогут массово предлагать свои продукты в супермаркетах. Но без поддержки и рекламы, даже появившись в магазинах такие дорогие продукты не будут пользоваться большой популярностью.

Как вариант решения данной задачи – объединение российских сельхозпроизводителей экологивчных продуктов. Выработка ими единой стратегии продвижения, согласование стандартов и так далее. Но сегодня российские аграрии чрезвычайно разобщены и «неповоротливы». Поэтому, по оценке участников рынка, без сторонней помощи на все это у них уйдет минимум лет 10-15.

При этом предлагается взглянуть на Европу. В западных странах сегодня покупатели платят и готовы платить больше за экологичные продукты. Все потому, что в странах Европы идет масштабная PR-кампания в поддержку продуктов с пометкой «БИО».

Что важно, в европейской рекламе не просто говорили о пользе экологически чистых продуктов. Но и показывали и доказывали, что каждый продукт с пометкой «БИО» перед тем, как попасть на прилавок, проходит тщательную проверку. А, учитывая патологическое недоверие многих россиян, подобную работу у нас нужно проводить с тройной силой.

Поработали европейские власти и с фермерами, которые выпускают экологически чистую продукцию. Например, фермерам работу по экологичным стандартам стимулируют выплатами от 210 до 900 евро за каждый гектар земли, используемой под эко-земледелие. Доплачивают фермерам и за то, что они не сходят с «экологичной дорожки» - от 170 до 720 евро за гектар.

Будут ли подобные компенсации предусмотрены в России, пока неизвестно. Но чиновники говорят, что учтут европейский опыт и предложат аналогичные решения. Однако некоторые российские производители не ждут указа свыше, а уже активно работают по экологичным нормам.

Например, есть множество мелких хозяйств, которые производят так называемые БИО-продукты. Они продают их через десятки интернет-магазинов в крупных городах. Но все это локальные проекты.

«Пока основная масса ритейлеров экопродуктов работают в онлайне. Это во многом объясняется стремлением охватить большую аудиторию и, с другой стороны, оптимизировать бизнес-издержки на содержание офлайн-магазина и, зачастую, формирование товарных запасов, - резюмирует Анна Мишутина из ИК «Финам». - То есть, по сути, часть онлайн-экопродуктовых магазинов выступают в роли посредника, обеспечивающего канал сбыта фермерской продукции потребителю. В то же время, следует отметить, что крупнейшие ритейлеры имеют собственные офлайновые магазины, преимущественно в Москве и Петербурге. В других городах спрос существенно ниже в силу большей доступности рынков для продукции местных производителей агропродукции. По нашим оценкам, спрос на экопродукты ежегодно будет расти, однако данный сегмент еще как минимум несколько ближайших лет продолжит оставаться нишевым. Существенных изменений структуры рынка, если не произойдет изменений в экономике, экологии и массовом сознании населения я также не ожидаю».

Иван Муравьев

Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости