А я иду, шагаю по Москве … и зарабатываю на этом деньги!
Вдруг стало интересно, а как строилась Москва. Вдруг, захотелось узнать ее латентную историю, посмотреть на нее другими глазами. Вдруг, параллельно друг другу разворачивались три истории, благодаря которым гости столицы, и иностранные в том числе, теперь могут полюбить Москву совершенно искренне.
Бизнес-модель №1: Фри-тур
Одна из главных проблем туристического бизнеса — негативный образ Москвы, который способствует страхам и опасениям в связи с посещением российской столицы иностранцами. Именно эту проблему решают ребята из
Идея
Идея проекта заключается в том, чтобы ежедневно в одно и то же время в одном и то же месте могли собраться люди, которые хотели бы послушать истории о достопримечательностях Москвы на хорошем английском. Именно такой формат позволяет привлечь иностранных туристов и отказаться от необходимости производить регистрацию заранее. Отдых ведь должен быть легким и увлекательным.
Бизнес-модель
Бизнес-модель – фри-тур. Это формат придуман еще в Европе. Его суть в том, что фри-туры водятся бесплатно, а туристы в конце-концов оставляют чаевые. Но кроме этого, фри –тур, куда бы вы не приехали, будет отличаться тем, что там будут молодые, активные, интересные и яркие гиды, которые не просто отрабатывают свою работу двадцатый год подряд, а которые действительно горят этим делом. После такого фри-тура компания организовывает платный тур в тот же день, но уже по совершенно другому маршруту. Уже влюбившиеся с в первой половине дня в своего гида спутники готовы, как правило, отдать любые деньги, чтобы он или она повел их еще куда-то и рассказывал, рассказывал...
Аудитория
Иностранцы, спонтанные желающие, пришедшие в одиночку и без предварительной регистрации.
Вложения
Небольшие деньги на создание, поддержание и оптимизацию сайта, немного вложений в бумажные буклеты и тонны энтузиазма.
Рентабельность
За первый месяц работы можно окупить деньги, вложенные в раскрутку сайта. А затем постепенно набирать обороты по мере роста. Выгоднее всего первоначальные вложения делать в рекламу на буклетах, оставляя их в местах обитания иностранных туристов — отелях и хостелах. Однако бизнес сезонный, необходимо иметь это ввиду.
Пересечение
Конечно, эта бизнес-модель бизнеса на пеших прогулках связана с отельным бизнесом. Потому что клиенты в основном останавливаются в отелях. Поэтому надо устанавливать хорошие отношения с консьержами, это тоже работа, которая отнимает человеческий ресурс.
Перспективы
В компании работают пока четыре человека, но еще набираются экскурсоводы. Важно, чтобы тур проходили ежедневно.
Реплика
Айрат Багаутдинов: «Надо всегда понимать свою миссию, некую сверхидею того, что ты делаешь. Мы, конечно же, изменяем мир! Мы хотим, чтобы Москва перестала считаться малоприветливым городом, где никто не говорит по-английски, где все стремятся тебя облапошить. Такое мнение бытует у многих иностранцев, о тех пор, пока они не приехали тем более.
Мы делаем Москву привлекательной для туристов, благодаря нам они чувствуют себя здесь комфортно, знают, что могу найти здесь все, что хотят, и английский язык, и приветливых людей и хороший сервис и интересные достопримечательности на самый разный вкус и по доступным ценам. То есть наша задача не просто зарабатывать деньги, но и немножко изменять общество.
Бизнес-модель №2: либеральные пешие прогулки
Как каждый мусульманин должен побывать в Мекке, каждый житель нашей необъятной Родины должен иметь возможность побывать в Москве. Тем более, москвич. Именно «побывать», что значит узнать ее истинную суть через прогулки с настоящими учеными, готовыми поделиться своим сакральным знанием о Москве. Один из экскурсоводов известного сообщества «Москва, которой нет»
Идея
Идея состоит в обеспечении доступных любому человеку прогулок по историческим местам Москвы как народного развлечения. Мысль появилась опять же, в связи с кризисом 2008 года и появлением большого количества желающих успеть увидеть Москву, такой, какой она не только есть, но и была, то есть узнать о многих памятниках архитектуры, находящихся по угрозой сноса.
Бизнес-модель
Бизнес-модель построена на площадке одного или нескольких свободных сообществ, между которыми свободно «плавают» экскурсоводы. Важно создать свое уникальное сообщество, найти отличительную черту сообщества, архитектурное ли оно, или любителей кино, например. А дальше заработать собственную базы рассылки, используя все возможные маркетинговые ходы, а увлеченные экскурсоводы обеспечат ротацию уникальных экскурсий и постоянное обновление «репертуара».
Аудитория
Аудитория самая разнообразная, от студентов до пенсионеров, а также случайных прохожих, присоединившихся к экскурсии во время ее проведения. Любой, способный заплатить символическую сумму — 300 рублей сможет рассчитывать на изрядное пополнение своего багажа знаний о Москве. Уверяю вас, даже если Вам кажется, что вы знаете о ней все.
Вложения
Вложения минимальны, лишь в создание и оптимизацию сайта и телефонную связь. Так как в связи с сезонностью бизнеса не выгодно арендовать специальный офис, координаторы сообщества тратят много денег на мобильную связь, по которой, обычно, происходит регистрация на прогулку.
Рентабельность
Модель предполагает наличие модераторов сообщества и многих экскурсоводов, работающих на фрилансе. Прибыль от экскурсии идет на расходы на поддержание сайта, мобильную связь. Оставшаяся часть делится в процентном соотношении между конкретным экскурсоводом и модератором сообщества.
Перспективы
В перспективах организовывать зимние лекции об архитектуре Златоглавой, а также издавать путеводители по «другой» Москве.
Пересечение
По мнению Николая Васильева, необходимо развивать внутренний московский туризм. Сложность в связи с этим возникает с постоянной связью и офисом. В этом плане хорошая идея – организовать общий информационный центр, бюро, которое есть во многих европейских городах.То есть некая диспетчерская. Она помогла бы таким вот инициативным группам, которые собираются заниматься этим бизнесом. Рынок не насыщен, поэтому может увеличиться легко в десять раз. Но надо выращивать кадры, нужны экскурсоводы, которых пока не очень много.
Реплика
Сейчас время индивидуального, и это индивидуальное надо развивать. Велосипедные экскурсии мы делали с прокатом «Крути педали», но там проблема в том, что ранее он был очень удобно расположен для этого – в самом центре, на Пушкинской. Теперь же он переехал на Воробьевы горы. Там, с одной стороны, проще на велосипеде ездить по парку, но, с другой стороны, не во всякий центр оттуда можно доехать. Поэтому велосипедные прогулки стали редки.
Бизнес -модель №3: Режиссура города.
Идея
Идея Хельги Патаки — писательницы, режиссера и музыканта — заключается в том, чтобы устраивать недорогие прогулки для всех желающих и показывать им город наизнанку – своим особым взглядом. Так как она занимается режиссурой профессионально (организацией театрализованных представлений и праздников), для нее уникальность каждой прогулки очень важна. Кстати, Хельга старается показать не только необычные дворы или переулки Москвы, но и стандартный набор туристсических мест столицы, только подает их с совершенно другого ракурса. По ее мнению тщательный выбор ключевых точек маршрута, остановок, поворотов в пути формирует ту «изюминку», которая отличает «Город наизнанку» от многих других проектов.
Бизнес-модель
В основе бизнес-модели организация трех-четырех-часовой экскурсии с чаепитием в середине, когда «прогульщики» могут обсудить увиденное, познакомиться и пообщаться между собой. Есть номинальная плата за экскурсию, около 200 рублей с человека. В дополнение любой желающий может оставить чаевые в сумме, которую сочтет нужным.
Аудитория
Прогулки нравятся и студентам, и пенсионерам, и молодым мамам с детьми. Как правило, формируются небольшие группы от 20 до 35 человек. Списки «прогульщиков» составляются по предварительной записи. А узнать о ближайших мероприятиях можно на сайте, в социальных сетях (Вконтакте, фейсбуке, ЖЖ) и из e-mail-рассылки проекта. Но попасть на прогулки сложно - в среднем, список заполняется за 10-15 часов для московских мероприятий и за 5-7 дней для выездных проектов. Поэтому, увидев объявление, торопитесь!
Вложения
К каждой экскурсии Хельга готовится основательно. Новый маршрут готовится от 3 месяцев до 1 года. Основные затраты – покупка краеведческой литературы, как новой, так и букинистической; оплата работы людей, которые занимаются технической поддержкой проекта (сайт, ведение записи «прогульщиков», поиск информации для интеллектуальной части, организационная работа на маршруте); проведение чаепитий; транспортные и командировочные расходы при новых исследованиях и производство сувенирной и полиграфической продукции. А так как уникальные экскурсии проходят круглый год, то некоторые вложения уходят на покупку запасных шапок, перчаток, термосов и других принадлежностей, поддерживающих «прогульщиков» в холод.
Рентабельность
Вложения не только быстро окупаются, но и дают возможность развиваться дальше, придумывать все новые маршруты, расширять деятельность до организации поездок в другие города, включая не только Петербург, но и близлежащие к Московской области.
Пересечение
Как и в регионах, в столице не хватает качественных и недорогих точек питания. Сложно найти хорошее кафе на 30-50 человек с адекватным ценником и сервисом вне туристической зоны Москвы. Также хотелось бы иметь обширную сеть бесплатных туалетов в каждом районе города, чтобы организаторам приходилось поменьше ломать голову - как построить маршрут так, чтобы люди смогли удовлетворить и вполне естественные потребности?
Перспективы
Организаторы проекта сейчас задумываются над покупкой более комфортабельного автобуса для дальних туристических поездок. А в далекой перспективе создание особого пространства – публичной частной библиотеки и лектория при ней. Таким образом, любители изнаночной стороны городов смогут узнавать новое независимо от погоды, а книги, купленные или подаренные в процессе разработки маршрутов, перестанут захламлять маленькую квартиру Хельги.
Реплика
У меня есть специальная картотека с информацией по самым интересным домам. На каждой карточке не только историческая и архитектурная ценность, но и набор лучших ракурсов для построения маршрута. Режиссерское образование дает о себе знать! Также я стараюсь в разработке маршрута учитывать сезонность (время цветения деревьев и кустарников, количество осенних луж и весенней грязи), и даже время суток для наиболее выигрышной подачи. Мои прогулки — авторские, то есть скорее всего у кого-то другого не получится повторить то, что делаю я - будет чуть-чуть по другому, чуть-чуть не так.
Еще мы стараемся как-то по-другому отнестись к самой группе - участникам прогулки. Для нас это не просто незнакомцы, которые пришли на экскурсию. В ходе нашей прогулки мы знакомимся, общаемся. «Прогульщики» начинают дружить между собой.