Рынок готового питания: высокие технологии или устаревшее оборудование?
Рынок готового питания является одним из наиболее перспективных и динамично развивающихся сегментов общественного питания. В мире его рост составляет около 13% в год, а в нашей стране - от 15 до 20%. Что и неудивительно: для нашей страны это направление является относительно новым, при этом продукция компаний, предлагающих готовые блюда, пользуется уверенным спросом.
Что помогает компаниям, предлагающим потребителю готовые обеды, завоевывать свои позиции на рынке? Рассмотрим текущее состояние и проанализируем перспективы развития. Далеко не все компании могут похвастаться наличием собственной столовой, да и поблизости не всегда можно найти приличное кафе или ресторан, где сотрудники могут быстро и не очень дорого пообедать. В таком случае готовое питание с доставкой на рабочее место - один из оптимальных вариантов. Особенно если учесть, что стоимость такого обеда гораздо ниже, чем стоимость среднего бизнес-ланча. Немаловажен и тот факт, что компании, производящие готовое питание с использованием современных технологий, могут гарантировать безопасность, качество и сохранность всех полезных свойств продукта. Кроме того, готовая еда удобно упакована и не вызывает трудностей в использовании - ее достаточно только разогреть. Таким образом, потребитель экономит время, деньги, а также получает возможность питаться здоровой и безопасной пищей. По данным CateringConsulting.ru в Лондоне компании в день доставляют минимум 3000 обедов в офисы и на предприятия. И эта услуга среди работающих англичан является одной из самых востребованных.
Разумеется, этот механизм работает в полной мере только в том случае, если поставщик готового питания предоставляет действительно качественный продукт. Современный потребитель уже не готов питаться обедами сомнительного происхождения, и требует гарантии того, что продукция произведена в полном соответствии с санитарными нормами.
И здесь производители готового питания оказываются в выигрыше: на современных высокотехнологичных комбинатах приготовление блюд происходит без контакта с руками человека (который может оказаться носителем заразы), а нарушение технологии приготовления блюда невозможно чисто технически. Именно так, например, работают комбинаты компании "Конкорд", построенные под Петербургом и Москвой (объем инвестиций - более 4 миллиардов долларов). На предприятиях "Конкорда" используется технология "приготовь и охлади": произведенные в закрытом цикле блюда после расфасовки быстро охлаждаются до +2... +4С, что позволяет сохранять продукцию до четырех суток. В данный момент комбинаты "Конкорда" считаются самыми современными и технологичными фабриками готового питания на территории нашей страны. Причем компания продолжает инвестировать в своё развитие. До 80% прибыли реинвестируется ежегодно в производство и оборудование для поддержания качества на высшем уровне.
Постоянно вкладывает деньги в развитие производства и компания "Новиков кейтеринг" -- по оценкам специалистов, инвестиции в новое оборудование здесь составили около 400 000 долларов. Компания работает в сегменте "люкс", и вопрос качества продукции стоит для нее далеко не на самом последнем месте, что собственно и позволило компании прочно занять свою нишу на рынке.
Еще одна успешная кейтеринговая компания, "КорпусГрупп", специализирующаяся на индустриальном питании, хоть и не строит собственных комбинатов, но постоянно вкладывает средства в обновление и развитие собственных столовых, расположенных по всей стране. Так, за 5 лет на обновление оборудования и улучшение качества услуг было потрачено более 28 миллионов рублей. В частности, на техническое оснащение, включающее запуск современной электронной системы учета питающихся, было потрачено около 6 миллионов рублей.
Специалисты компании CateringConsulting.ru (являющейся в данный момент одним из наиболее авторитетных экспертов рынка готового питания) считают, что именно модель постоянного реинвестирования и повышения качества услуг является залогом успешности компании и правильного, здорового развития сегмента готового питания.
Правда, нельзя сказать, что эту точку зрения разделяют все игроки рынка. Так, руководители некоторых российских комбинатов питания открыто заявляют, что не считают нужным вкладываться в новое оборудование, да и вообще в развитие производства. Почему? Просто считают, что, поскольку их компания не входит в число лидеров рынка, заботиться о качестве продукции или модернизации производства бессмысленно.
Такая позиция характерна для российских компаний, которые продолжают привычно эксплуатировать оборудование, зачастую доставшееся им еще с советских времен. Можно было бы списать на особенности национального менталитета. Но и некоторые иностранные компании, вышедшие на российский рынок сравнительно недавно, уже успели зарекомендовать себя не самым лучшим образом.
В качестве примера можно привести компанию Sodexo, обслуживающую ряд бизнес-центров, больниц и промышленных предприятий центральной России. Масштаб деятельности этой компании оценить достаточно сложно, поскольку данные разнятся: с одной стороны, сама компания утверждает, что является крупнейшей в мире и кормит людей в более чем 80 странах, но при этом список стран на официальном сайте "Содексо" насчитывает только 70 пунктов. Также Sodexo замешана в ЧП, заставляющих задуматься о качестве предоставляемых услуг компанией. В СМИ не единожды говорилось о скандальных моментах в работе компании. Так в больнице Набережных Челны пациенту подали блюдо из заплесневелых продуктов. А в тарелке сотрудницы завода "Форд" было найдено стекло.
По мнению экспертов, это может быть связано с тем, что компания, позиционирующая себя как кейтеринговая, на практике занимается организацией питания наряду с эксплуатацией объектов недвижимости. Например, недавно компания выиграла тендер на обеспечение питания сотрудников ОАО "КАМАЗ", взяв в управление 40 объектов с горячим питанием - заодно с подрядом на уборку помещений.
Еще одна аналогично работающая компания "ОМС-Кейтеринг" обслуживает преимущественно высшие учебные заведения Петербурга. При этом качество предоставляемых услуг вызывает множество нареканий. Так, в СПБГУ в результате массового недовольства как ценами, так и качеством еды, была организована встреча студентов, руководства вуза и представителей "ОМС-Кейтеринг". Среди прочего, выяснилось, что компания не занималась модернизацией оборудования, просто эксплуатируя уже имеющееся в арендованных ими столовых. Кроме того, "ОМС-Кейтеринг признала, что не в состоянии нанимать высокопрофессиональных поваров.