Второй HR-meeting «Семья&бизнес» состоялся в семейном центре «Ого-Город»
В приветственной речи исполнительный вице-президент Группы компаний «Мир детства» Галина Ятчук отметила, что удовлетворенность сотрудников условиями труда и отношениями в семье и на работе монетизируется в дополнительные доходы компаний и повышает их конкурентоспособность на рынке работодателей. И это начинают понимать все больше руководителей. «В мире появилось новое явление: конкурсы на звание города или объекта, дружественного детям. Я уверена, что в недалеком будущем корпоративный тренд, направленный на семейноориентированность и репутацию компании, дружественной к семье, станет неотъемлемой частью стратегии большинства компаний. Актуальность обеспечения комфортных условий труда в современной России возрастает: налицо рост конкуренции и, в связи с этим, борьба за эффективные высокопрофессиональные кадры и изменение ожиданий сотрудников, ориентированных на полноценное развитие и разумный баланс труда и отдыха в своей жизни. Нельзя забывать и о значении женского вклада в развитие нашей экономики: во многих компаниях «прекрасная половина» - это главный трудовой ресурс. Найти «незаполненные ниши», осознать, в чем действительно нуждаются люди, чтобы полноценно жить и качественно работать – это первый шаг к началу формирования в России новой культуры, новых принципов ведения бизнеса, объединяющих, а не противопоставляющих корпоративные ценности и базовые семейные ценности человека», - заявила Галина Ятчук.
Генеральный директор кадрового он-лайн сервиса Recruitnet.ru Татьяна Ананьева согласилась с тем, что в России существует много интересных наработок и большой интерес к их реализации в компаниях: «Ландшафт бизнеса серьезно изменился — погоня за деньгами уже не является ключевым мотивом, у людей возрастает стремление жить текущим моментом. Многие компании осознали влияние вовлечения в бизнес семей сотрудников: ушедшие было в прошлое династии снова становятся популярны — их поддержка помогает привлекать молодые кадры. Когда сегодня говорят об опоре бизнеса на семейные ценности, это носит очень практичный характер. Компании, понимающие текущую ситуацию, чувствуют рынок труда и его потребности, осознают демографические перспективы и уже сегодня предпринимают действия, которые станут залогом завтрашней стабильности и процветания».
Открыл встречу доклад Ольги Савинской, доцента факультета социологии ГУ-ВШЭ, эксперта Общественного совета г. Москвы. Представленное Ольгой исследование «Материнство и карьера» подтверждает, что для большинства сотрудниц с детьми большое значение имеют возможность взять отпуск летом; возможность без проблем выйти на больничный; близкое расположение работы от дома; позитивный психологический климат в коллективе; оказание содействия при устройстве в детские сады, гибкий график труда. Льготное корпоративное медицинское страхование ребенка и услуги ведомственного медицинского учреждения – это своего рода незаполненная ниша: при выборе места работы эти факторы очень важны для сотрудников с детьми, но только 8,6 % работающих респонденток подтвердили, что предприятие предоставляет им эти услуги. «Предприятия начинают возвращаться к пониманию значимости социального сектора на предприятии, к созданию комфортных условий труда для разного типа сотрудников. Об этом говорит, например, опыт проведения московского конкурса «Лучшее предприятие для работающих мам» - отметила Ольга Савинская.
Владислав Минар, член Совета директоров страховой группы Generali PPF в России представил участникам Второго HR-meeting’а «Семья&бизнес» результаты исследования о наиболее важных способах мотивации персонала, ориентированных на поддержку сотрудников и членов их семей. «По оценке экспертов, не менее трети крупных компаний уже внедряют инструменты «семейной ориентированности», активно развивая новые подходы к построению «семейного» бренда. Проведенное исследование это доказывает. Мы видим, что медицинское страхование сотрудников уверенно занимает лидирующие позиции в рейтинге корпоративных мотивационных программ. Однако лишь малая часть компаний действительно инвестирует средства в обеспечение страховой защитой семей своих работников. Тем не менее, осознание необходимости таких вложений уже пришло – HR-специалисты высоко оценивают важность включения этой опции в социальный пакет престижного и надежного работодателя. Сегодня поддержка семейных ценностей становится все более актуальной для повышения лояльности сотрудников и построения сильного бренда работодателя. Все больше успешных проектов, связанных с семьей и семейными ценностями. реализуется крупнейшими компаниями, вслед за ними эта тенденция будет подхватываться и другими участниками рынка. Уверен, что уровень проникновения семейноориентированных HR-технологий в ежедневную практику бизнеса будет только повышаться», – рассказал Владислав Минар.
«Трудно защищать то, чего не любишь и не понимаешь. Еще труднее понять и полюбить то, чего не знаешь» – таким афоризмом открыла свой доклад Ирина Бахтина, директор по корпоративным отношениям – член Совета директоров Unilever. Не стоит забывать, что конечной целью любой программы, направленной на повышение увлеченности и вовлеченности сотрудников, является стремление подготовить сотрудников к роли активных «проповедников» корпоративного бренда, способных открыто выступать на защиту интересов компании и ее торговых марок, бороться за заинтересованность и поддержку потребителей, клиентов и других групп влияния. В опытных руках Ирины регулярные опросы сотрудников компании Unilever превратились в мощный инструмент повышения лояльности: например, они позволили выявить потребность в корпоративном обучении, позволяющем сотрудникам различных служб компании изучить преимущества собственных торговых марок, их социальную миссию и роль в повышении качества жизни и устойчивом развитии на планете. Носителями этих знаний преимущественно остаются маркетологи и эксперты в области исследований и разработок (R&D), в то время как у специалистов других, «побочных», подразделений доступ к этой информации крайне ограничен. Unilever не только выявил такую потребность, но и по инициативе «снизу» запустил Unilever Brands School для сотрудников и членов их семей – творческие семинары с обязательными мастер-классами от бренд-команд помогают увлечь их философией бизнеса Unilever и стать убежденными и подкованными проводниками этой философии за пределами компании.
Директор по коммуникациям Synovate Comcon Людмила Новиченкова рассказала участникам встречи о сегментации по стадиям жизненного цикла, выполненной в рамках всероссийского исследования. Такая сегментация нельзя лучше соотносится с темой сочетания семейных и карьерных ценностей, восприятие которых естественным образом меняется по ходу жизненного цикла. «Семейные ценности наиболее актуальны для нескольких сегментов – для молодых пар, только вступающих в семейную жизнь, для родителей с детьми дошкольного и младшего школьного возраста, для родителей подростков и родителей взрослых детей – ведущих самостоятельное хозяйство или проживающих с родителями, - отметила Людмила Новиченкова. - Однако для каждой из этих групп семейные ценности не только воспринимаются по-разному, но и претерпевают изменения во времени. Мы видим «усталость» родителей, чьи дети еще не обрели самостоятельность – дошкольники, школьники, подростки. Исследования показывают снижение показателей и по семейной и по карьерной оси за последние два года. Это свидетельствует об усталости родителей, вынужденных непрерывно балансировать между домом и работой и живущих под гнетом чувства вины за недостаточное внимание к своим детям».
О том, как на практике воплощается философия family-friendly, рассказала HR-специалист компании Philips Алена Тюрина. В Philips работает программа поддержки молодых родителей, устраиваются праздники для детей сотрудников. Руководство занимается поддержкой здорового образа жизни: прямо в офисе проходят занятия йогой, есть массажные кресла, существуют скидки на фитнес программы. «Компания Philips - это семейный бизнес, основанный двумя братьями Антоном и Жераром Филипс. Но и сегодня семейные ценности и атмосфера - это то, чем гордятся наши сотрудники. Philips стремится создать наиболее оптимальные условия работы для каждого человека. Например, сотрудники не обязаны строго придерживаться фиксированных часов работы с 9 до 18, по согласованию с менеджером можно приходить на работу в период с 7 до 11 утра и соответственно заканчивать свой день, отработав положенные 8 часов. Ведь кто-то элементарно живет далеко от офиса или просто нужно забирать детей из садика пораньше. Универсальные часы работы очень ограничивают, а когда человеку что-то мешает сконцентрироваться на работе, то и эффективность падает. Молодые мамы могут согласовать гибкий график работы, - поделилась Алена Тюрина.- Подобная либерализация позволяет людям соблюдать work and life balance. Одна из трех целей, прописанных в глобальной стратегии компании – стать лучшим работодателем. И я могу сказать на своем личном примере, что у Philips есть все основания для ее достижения. Мы уверены, что оптимальный баланс работы и личной жизни – это формула успеха не только для каждого профессионала, но и для бизнеса в целом».
Большинство экспертов называют самым значимым качеством семейноориентированной компании возможность предоставить сотрудникам гибкий график и удаленную работу. Компания 3М, новый участник программы HR-meeting’а, добавила к этому кружки для сотрудников и членов их семей, дополнительные отпуска, медицинские и страховые программы, различного рода льготы. « Здорово, что мой работодатель с ответственностью и вниманием относится к семейным ценностям, предоставляя сотрудникам программы по поддержанию здорового образа жизни, социальную и финансовую защиту и другие льготы. По согласованию с руководителем может быть установлен гибкий график работы, чтобы добираться до офиса в более оптимальные часы с учетом трафика. Возможность изучения иностранных языков в офисе компании, приобретение корпоративных автомобилей со скидкой и многое другое. Такие программы позволяют многим из нас жить в рамках семейных ценностей и работать на благо корпоративных!», - рассказала специалист по развитию бренда работодателя 3М Мария Вегеш.
Одним из самых ярких стало выступление на HR-meeting руководителя управления внутренних коммуникаций Оргкомитета Сочи 2014 Екатерины Поповой. Ее презентация была посвящена активностям, объединенным в одну программу вовлечения для сотрудников и членов их семей – Sochializing.
Представитель одной из крупнейших мультинациональных фармацевтических компаний Abbott Елена Харламова рассказала об инструментах поддержки семейных ценностей. Один из них – Корпоративный фонд Клары Эбботт, который был основан в 1940 году супругой основателя компании. Из средств фонда сотрудникам предоставляется целевая финансовая помощь и стипендии на обучение, специалисты фонда проводят обучение по вопросам пенсионного планирования, домашней экономии, управления кредитами, личных инвестиций, ипотеки и страхования.
Опытом вовлечения сотрудников и членов их семей поделилась директор Департамента корпоративной социальной ответственности и внутренних коммуникаций Группы МТС Елена Серегина. По ее мнению, вопрос баланса между работой и личной жизнью, поднятый в рамках второго HR-meeting, актуален не только для каждого человека, но и для компании в целом – как правило, бизнес, эффективно сочетающий коммерческие и общечеловеческие ценности, более успешен. «По данным МТС, более 80% кандидатов на собеседовании обязательно задают вопросы о ценностях и социальных проектах компании. Внимание к семье, детям не только в рамках внутренних социальных программ для сотрудников, но и на уровне подхода МТС к благотворительным проектам является одним из ключевых факторов устойчивого развития компании, ее лидерства. МТС реализует целый ряд собственных уникальных проектов, защищающих семейные ценности – от финансирования лечения детей в российских регионах до уроков безопасного пользования интернетом для школьников «Дети в интернете». Сейчас мы запускаем проект «Сети все возрасты покорны», в рамках которого наши сотрудники и клиенты вместе со своими детьми будут помогать пожилым родителям или родственникам осваивать новые технологии», - рассказала Елена Серегина.
HR-Академию на встрече представляла делегация во главе с президентом портала Юлией Чемеринской, которая выступила с презентацией «Успех в интегральном бизнесе: почему сотрудников нужно вернуть в семью»: «Социальная поддержка персонала – здорово, но это капля в море. Что мы видим в наших компаниях? Во-первых, конфликт между личной жизнью сотрудника и работой, с которым социальные льготы не справляются. Человек разрывается между работой и семьей. Вторая тенденция, более важная: мы начинаем осознавать, насколько связаны, насколько наше Дело зависит от состояния сотрудника и его близких. И наоборот, погода в семье зависит от компании, в которой мы работаем. Современный бизнес – система взаимосвязей и взаимозависимостей, он глобален и интегрален. Руководителям пора сверху увидеть всю систему и научиться реально учитывать интересы человека. Ведь что такое «семейно-ориентированный бизнес»? Это когда компания следит за «погодой в доме» сотрудника, а дом - чтобы он хорошо работал, а если надо – помогает ему в этом. Получается, что сам бизнес становится одной большой семьей, интегрируя все: дом, близких, работу. И есть такие примеры». Тему human-менеджмента продолжила деловая игра с использованием так называемого метода кругов, он помогает конструктивно обсуждать самые сложные проблемы и сообща находить решения. В кругах, благодаря объединению мнений, участники встречи сформулировали главные принципы семьи, которые любая компания может перенять для создания стабильного, дружного, работоспособного коллектива и устранения извечного конфликта Семья и Бизнес.
«Проект My Jobby - это лучшее использование социальных сетей со стороны работодателя, которое нам доводилось видеть»,- так отозвались участники встречи о выступлении менеджера специальных программ по работе с персоналом компании «М.Видео» Анны Сидняковой. Как пояснила Анна, «Jobby» — это любимая работа, которую можно совмещать с хобби, и запущенный в 2012 году проект помог объединить по интересам сотрудников компании и всех увлекающихся людей, помочь им познакомиться друг с другом, рассказать о себе: был создан специальный онлайн портал, где можно выложить свой рассказ, фильм, фоторепортаж о хобби или увлечении. Каждая работа сопровождается фотографией участника, его должностью и местом работы. Таким образом, сотрудники «М.Видео» и их семьи смогли узнать друг друга по-новому.
Напомним, что своими историями и идеями на первом митинге, который прошел летом 2012 года, уже поделились компании Headhunter, ABBYY, AstraZeneca, Yandex, Home Credit, IBS и другие. Тема оказалась интересной и востребованной. На второй встрече свой прогрессивный опыт, полезный бизнес-сообществу, смогли представить компании из других отраслей. Некоторые идеи, озвученные на первом HR-meeting, уже были подхвачены и внедрены компаниями. В частности, Philips ввел подарки при рождении ребенка и планирует еще ряд прогрессивных нововведений.
«Благодаря двум проведенным HR-встречам мы убедились, что в России немало компаний, которые активно поддерживают семейные ценности и обеспечивают такие условия для сотрудников, которые позволяют им жить полноценной жизнью – взамен бизнес получает преданность, лояльность и высокоэффективный труд», - подытожила встречу директор по информационной политике Группы компаний «Мир детства» Наталья Орлова.
Организаторы - Группа компаний «Мир детства» и он-лайн сервис Recruitnet.ru - благодарят партнеров мероприятия.