Автор: Елена Пенухина, Эксперт ЦМАКП
26 октября 2012 09:43
Почему стоит повысить налоги для «Газпрома» и металлургов
Облегчить бремя для всех не получится, но налоговый маневр позволил бы снизить нагрузку на высокотехнологичные отрасли
Это продолжение серии публикаций российских экспертов из Ассоциации независимых центров экономического анализа (АНЦЭА) о стратегических проблемах развития страны.
Серьезное замедление российской экономики в последние годы, происходящее из-за исчерпания старых источников роста (внешнеэкономическая конъюнктура, потребительское кредитование), заставляет искать новые.
На первый взгляд, по номинальному уровню налоговой нагрузки Россия вполне на уровне стран ОЭСР. Если не учитывать природную ренту (НДПИ и экспортные пошлины), которая зависит не от налоговой политики, а от рыночной конъюнктуры, то в 2011 году налоговая нагрузка в России составила 24,8% ВВП, в то время как в странах ОЭСР эта величина колебалась в диапазоне от 24,8% ВВП в США до 48,2% ВВП в Дании.
Однако по уровню издержек налогоплательщиков Россия сильно уступает развитым странам. А создание Таможенного союза добавляет еще и проблему Казахстана, ставшего основным конкурентом России за бизнес-ресурсы. По состоянию на сегодняшний день российская налоговая система сильно проигрывает Казахстану как по уровню номинальной налоговой нагрузки (у России 132-е место в мире, в то время как у Казахстана — 41-е), так и по качеству налогового администрирования.
О том, что на данном этапе Казахстан выигрывает у России гонку за конкурентоспособность, свидетельствует статистика: объем прямых иностранных инвестиций, привлеченных Казахстаном, в 2010 году — 7% ВВП, в то время как в России данный показатель составил всего 2,8% ВВП. При этом подушевой ВВП в России и Казахстане находится на достаточно близком уровне. Кроме того, в условиях единого таможенного пространства неконкурентоспособность российской налоговой системы перед казахстанской означает риск массового перетока капитала из России в Казахстан.
Таким образом, необходимость перенастройки российской налоговой системы очевидна. Но в условиях крайней жесткой бюджетной политики реальных возможностей по снижению общего налогового бремени нет.
Возможным решением проблемы может стать налоговый маневр, предполагающий перенос части налогового бремени с несырьевого бизнеса на население и сырьевой сектор экономики, что позволит повысить привлекательность российской экономики без появления «дыры» в бюджете.
Скрытыми резервами для такого маневра является часть природной ренты и акцизы на потребление вредных для здоровья товаров — табачных изделий и крепкого алкоголя.
Если в нефтяной промышленности уровень изъятия государством сырьевой ренты составляет порядка 82-85%, что по факту означает предельный для отрасли уровень, то в газовом и металлургическом комплексе есть немалые резервы. Доля изымаемой ренты для газового комплекса (включающего не только добычу, но и транспортировку газа) составила в 2011 г. всего 45%, для металлургии – несмотря на благоприятную конъюнктуру мировых цен на металлы – всего 15%.
Как показывают результаты расчетов, доведение доли изъятия природной ренты в данных секторах экономики до уровня нефтяной промышленности позволит в совокупности получить порядка 1,3% ВВП в качестве резервов для реализации налогового маневра. Полученные дополнительные доходы можно использовать для снижения наиболее обременительного на сегодняшний день налога для бизнеса — взносов на социальное страхование. Маневр позволит перейти к единой ставке взносов 20,5% против сегодняшней системы (30% + 10% для доходов свыше установленного порога регрессии).
Увеличение акцизов на табачные изделия и крепкий алкоголь до уровня, не превышающего европейский, позволит даже по очень консервативной оценке получить порядка 0,5% ВВП дополнительных доходов. Этого достаточно, чтобы снизить другой важный для всех налог — НДС — с 18% до 16,5% (при сохранении льготной ставки 10% для социально значимых товаров).
Рассматриваемый налоговый маневр «Рента — взносы на социальное страхование; акцизы на табак и алкоголь — НДС», являясь нейтральным для бюджетной системы в целом (без учета перераспределения потока доходов между ее уровнями, что потребует дополнительных мер по восстановлению межбюджетной сбалансированности), будет иметь сильный макроэкономический эффект.
Снижение двух наиболее обременительных налогов на бизнес стимулирует рост зарплат во внебюджетной сфере и позволит увеличить инвестиционную активность внутри страны. По нашим расчетам, в условиях 2013 года такой маневр привел бы к дополнительному росту ВВП на 0,7 процентных пункта. Эффект для инвестиций при этом составит 0,9 процентных пункта, а увеличение зарплат подтолкнет и оборот розничной торговли.
Однако помимо общего эффекта рассматриваемый маневр положительно скажется и на отдельных секторах. Заметно снизится нагрузка на производства с высокой долей добавленной стоимости и большим фондом оплаты труда. В выигрыше окажется машиностроение. В то время как в целом по экономике налоговое бремя практически не изменится в силу бюджетной нейтральности предложенных мер, его величина для производства машин и оборудования снизится на 4,8 процентных пункта, для производства электрооборудования, электроники и оптики — на 4 пункта, для производства транспортных средств и оборудования — на 4,1 пункта.
Таким образом, несмотря на существование определенных рисков реализации данного маневра (усиление зависимости от внешнеэкономической конъюнктуры, межбюджетная несбалансированность), его введение позволило бы усилить конкурентоспособность российской налоговой системы, дав импульс к развитию несырьевых производств и повысив привлекательность экономики России для иностранных инвесторов.