Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Участники Калужского туристского форума обсудили новые формы туризма

Участники Калужского туристского форума обсудили новые формы туризма

Новые формы и практический опыт в сфере туризма обсудили участники II калужского туристского форума "Туризм - новый старт развития области", который прошел с 25 по 27 октября в культурно-образовательном туристическом центре "Этномир". Организаторами форума выступили правительство Калужской области, туристско-информационный центр "Калужский край", информационное агентство AK&M, культурно-образовательный туристический центр "Этномир" и администрация муниципального образования "Боровский район".

Как заявили ИА REGNUM в оргкомитете мероприятия, II Калужский туристский форум - масштабное событие в отрасли, объединившее на одной площадке представителей федеральных и региональных властей, экспертов туриндустрии и участников рынка. В нем приняли участие руководитель Федерального агентства по туризму Александр Радьков, губернатор Калужской области Анатолий Артамонов, заместитель полномочного представителя президента Российской Федерации в Центральном федеральном округе - инвестиционный уполномоченный по Центральному федеральному округу Ольга Атюкова, первый вице-президент Газпромбанка Александр Казначеев. Форум, который проводится в регионе уже второй год, является важной площадкой для туриндустрии, где профессионалы могут встретиться, обменяться мнениями и опытом, выработать совместные пути решения наиболее важных проблем.

В своем приветственном слове губернатор Калужской области Анатолий Артамонов рассказал об опыте организации туризма в регионе. Сейчас, наряду с развитием автомобильного и фармацевтического кластера, в Калужской области туризм является одним из ключевых направлений. По итогам 2011 года область посетили более 870 тыс. гостей, прирост турпотока к предыдущему году составил 22%. При этом туризм приносит не только доходы от посещения объектов, но и создает мультипликативный эффект, т.к. влечет за собой расширение гостиничного и ресторанного бизнеса, строительство дорог и спортивных сооружений, производство снаряжения для туристов и т.д.

В своем выступлении губернатор коснулся и проблем, сдерживающих развитие индустрии гостеприимства. "Дело не в погодно-климатических условиях, - считает глава области, - у нас они подобны канадским. Однако поступления от туризма в Канаде на несколько порядков больше, чем в России". Причина такого положения дел, полагает Анатолий Артамонов, - в недостатке предпринимателей в данной сфере. Чтобы стимулировать предпринимательскую активность, областная администрация, помимо инвестиций - планируется, что с 320 млн. руб. в 2011 году вложения в развитие туриндустрии возрастут до 1,59 млрд. руб. в 2016 году, - предлагает также, например, льготные кредиты на развитие аграрного и других видов туризма.

Вклад туризма в ВВП России составляет в настоящее время 3,4%, сообщил в своем выступлении глава Федерального агентства по туризму Александр Радьков, но реальный эффект от работы отрасли намного выше. Помимо прямых доходов, жители регионов благодаря туризму не чувствуют себя оторванными от жизни страны в целом. "Пока Россия не будет доступна для путешествий, она не будет единой", - считает глава Ростуризма. Он отметил, что в 2012 году на реализацию мероприятий ФЦП "Развитие внутреннего и въездного туризма в РФ (2011-2018 годы)" направлено свыше 9 млрд. руб., что на 1,6 млрд. руб. больше, чем в 2011 году. В 2012 году в программу вошли 10 инвестпроектов. Федеральный бюджет берет на себя прежде всего затраты на инфраструктуру, которые слишком велики для частного инвестора: подготовку площадок, подведение коммуникаций, - а также субсидирует процентную ставку. Однако ключевым является именно привлечение частного предпринимательства в индустрию, полагает Радьков..

В рамках форума Федеральное агентство по туризму и правительство Калужской области подписали соглашение о сотрудничестве. В соглашении намечены базовые направления взаимодействия в различных сферах, в том числе при обмене статистическими данными, подготовке кадров туриндустрии, консолидации усилий федерального центра и регионов по продвижению регионального бренда. Много внимания на форуме было уделено особенностям формирования туристических кластеров. Далеко не все участники рынка и региональные власти понимают, что это такое, отметил Анатолий Артамонов. Между тем объединение в кластер нескольких туробъектов, в том числе на территории соседних регионов, не только снижает общие расходы участников кластера на инфраструктуру, но и привлекает больше туристов, а также позволяет финансировать крупные затратные проекты, которые не под силу каждому из участников в отдельности. О главных проблемных точках туриндустрии и особенностях финансирования отрасли рассказал в своем выступлении Александр Казначеев, первый вице-президент Газпромбанка. В России на 1000 жителей приходится 4,7 места в гостиницах, отметил он, тогда как аналогичный показатель в европейских странах - от 13 до 35. При этом большая часть гостиниц построена еще в советский период и не соответствует современным требованиям по качеству. Способствовать изменениям должна ФЦП "Развитие внутреннего и въездного туризма в РФ (2011-2018 годы)", в программу которой на период ее действия заложено 211 млрд. руб. внебюджетного финансирования, в том числе средства банков.

Об опыте создания масштабного культурно-образовательного центра рассказал в своем выступлении Руслан Байрамов, руководитель "Этномира", на территории которого проходили I и II Калужские туристские форумы. Общая стоимость этого проекта с учетом уже реализованных и планируемых объектов составит до 15 млрд. руб. По итогам 2012 года ожидается прирост посещаемости в два раза по сравнению с предыдущим годом, до 200-500 тыс. человек. Достичь такого высокого показателя, по словам Р. Байрамова, удается за счет системы сглаживания сезонности - летом центр сосредоточивается на приеме выставок и фестивалей, а с сентября по апрель принимает многочисленные экскурсионные группы. В период проведения II Калужского туристского форума на территории "Этномира" при участии секретаря посольства КНР по делам культуры Мэн Хуамина состоялась закладка первого камня в строительство будущего этнодвора Китая. А ранее, за неделю до форума, вождь крупнейшей в США индейской общины чероки Билл Джон Бэйкер вместе с вождями других североамериканских индейских племен заложил первый камень в этнодвор США.

Большое внимание на форуме было уделено событийному туризму, и не случайно. В 2012 году в Калужской области прошло более 20 крупных мероприятий, включая фестиваль активного отдыха "Фабрика экстрима", фестиваль ландшафтной архитектуры в окрестностях арт-деревни Николо-Ленивец, открытый автомобильный фестиваль "Автострада", международный фестиваль "Иван Купала" и ряд других. А незадолго до открытия II Калужского Туристского форума в область съехались любители истории со всей страны - в рамках празднования 200-летия победы над Наполеоном состоялась масштабная реконструкция сражения под Малоярославцем 1812 года, в которой приняли участие военно-исторические клубы из разных городов России.

Поэтому неудивительно, что на II Калужском туристском форуме событийный туризм был в центре внимания. Так, об опыте проведения фестиваля этнической музыки "Дикая мята" подробно рассказал его генеральный продюсер Андрей Клюкин, руководитель компании "JGROUP". В 2012 году фестиваль, проходивший на территории "Этномира" при поддержке администрации Калужской области, собрал 27 тыс. гостей, которые слушали выступления музыкальных коллективов из 14 стран. Для фестиваля важна уникальная идея, подчеркнул А. Клюкин. "Иначе получается, что организаторы смотрят телевизор, приглашают звезд оттуда, и на 30 млн. руб. затрат продают... 4 билета", - привел он практический пример неправильной организации. Помимо этого, ключевой является точная оценка аудитории. Например, "Дикая мята" - фестиваль, ориентированный на молодые семьи с детьми, что само по себе большая редкость. "Помимо музыкальных площадок, там работали школы здоровья, "зеленый базар" эко-продуктов, кулинарное шоу народов мира, многочисленные образовательные мастер-классы. А благодаря ориентации на семейный досуг удалось достичь высоких показателей по безопасности.

Событийному туризму и тонкостям территориального маркетинга был посвящен в рамках форума отдельный круглый стол, участники которого делились практическим опытом проведения мероприятий. Обсуждение на этом круглом столе было настолько живым и насыщенным, что участники не расходились еще больше часа после его окончания. Например, Надежда Макатрова, директор консалтинговой компании "Конкретика", рассказала о реальном и мнимом влиянии событий на туристическую привлекательность региона, о том, как избежать иллюзий и завышенных ожиданий. Из более чем 1500 туристических мероприятий, которые проходили в России с января по октябрь, реально известность получили не более 50, подсчитала эксперт. Основные сдерживающие факторы - неактуальное содержание, слабая информподдержка, высокая цена в сочетании с затратами на проезд и размещение, проблемы с инфраструктурой. Если эти проблемы не решать, 95% мероприятий никакого запланированного турпотока не создадут, предупреждает Макатрова.

О том, как преодолеть подводные камни и создать действительно привлекательное мероприятие, говорил в своем выступлении Святослав Мурунов, директор "КБР.Креативная экономика" (Пенза). Он рассказал о проведении в Пензе международного фестиваля джазовой музыки Jazz May, организация которого осуществлялась на основе краудсорсинга - открытого оргкомитета. Это позволило вести весь документооборот и все общение через соцсети, что важно для городских сообществ, где мероприятия организуются на волонтерской основе. Не менее важно привлечение блоггеров, считает С. Мурунов, которые выступают не только как организаторы, но и как рекламисты для фестиваля и экскурсоводы. Василий Дубейковский, руководитель компании CityBranding, отметил в своем выступлении, что основной фактор, сдерживающий развитие туризма, - это низкие средние доходы жителей России. Из-за этого дорога до места отдыха и обратно занимает до 50% месячного дохода россиянина, а на проживание приходится потратить еще около 10% месячного дохода. Выходом может стать развитие системы "однодневного туризма" с выездом в соседние города, а целевой аудиторией для этого вида туризма являются студенты и молодые семьи.

Но для этого важно не только проведение мероприятий, но и развитие концепции "города как события". Одним из вариантов такого событийного туризма могли бы стать прогулки по "городу наизнанку", о которых рассказала участникам круглого стола Хельга Патаки, основатель и руководитель одноименного проекта. Суть проекта - показать участникам прогулки "неофициальный" город, с его легендами, историями, необычными местами, которые нельзя увидеть на стандартных экскурсиях. Такие прогулки уже проводятся в Москве, Санкт-Петербурге, Калуге, Владимире, Суздале и других городах. Еще один круглый стол в рамках форума был посвящен механизмам создания и особенностям работы туристических кластеров. Например, заместитель начальника управления экономики города Калуги Александр Волков рассказал о создании туристско-рекреационного кластера в Калуге, который объединит исторический центр города, Яченское водохранилище и набережную. Проект, инвестиции в который должны составить более 8 млрд. руб., предусматривает строительство гостиниц, очистку и благоустройство водохранилища, создание объектов для воднолыжного спорта по методу безбарьерной среды, что позволит заниматься спортом также людям с ограниченными возможностями. Запуск части проектов намечен уже на 2013 год.

Также в рамках круглого стола выступил Олег Гончаров, руководитель проекта арт-деревни "Николо-Ленивец", который рассказал о перспективах создания туристического кластера на базе постоянно действующей площадки-музея под открытым небом. О механизмах государственно-частного партнерства, в частности, концессионных соглашениях в туризме, рассказала участникам форума Ольга Кузнецова, генеральный директор ООО "Объединенные экопарки". Об опыте Франции в кластерной политике в туризме говорила в своем выступлении Юлия Никулина-Жеффруа, директор франко-российской консалтинговой компании LinkWest. Калужская область входит в число регионов-лидеров по организации сельского туризма в России: сейчас в области действует 115 агроусадеб, на территории которых можно принять одновременно более 60 тыс. человек. Исходя из важности этого направления, на форуме отдельный круглый стол был посвящен агротуризму как альтернативному пути развития сельских территорий. На нем выступили Тарас Астахов, председатель Ассоциации содействия развитию агротуризма, Николай Дурманов, председатель наблюдательного совета "Объединенных экопарков", Светлана Егорова, начальник отдела туризма администрации Боровского района Калужской области, Мария Тиунова, руководитель "Парка птиц", и другие эксперты, рассказавшие об опыте создания и работы экоферм, туристических усадеб, парков для семейного отдыха.

Также на II Калужском туристском форуме обсуждались проблемы профессионального образования в сфере туризма и переподготовки кадров для индустрии, состояние и перспективы паломнического туризма, особенности организации спортивного и оздоровительного досуга и множество других вопросов. В целом форум собрал более 250 делегатов, среди которых были представители правительства Калужской области, областной и муниципальной власти, Министерства спорта, туризма и молодежной политики, Федерального агентства по туризму, крупнейших профильных ВУЗов, ведущих туроператоров и турагентств, российских банков, руководители инвестиционных компаний и фондов, предприниматели в области туризма и гостиничного бизнеса, руководители заповедников, национальных парков, зон рекреации.

Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости