Должны ли самозанятые отчислять в Пенсионный фонд наравне со всеми?
Однако эксперты и индивидуальные предприниматели, которых это коснется, отнеслись к законопроекту отрицательно. Основной аргумент: административные сборы с малого бизнеса и так высоки, а новые окончательно его добьют или заставят уйти в тень.
Так какого эффекта ожидать от очередного элемента пенсионной реформы? На эту тему высказываются сегодняшние участники "Дискуссионного клуба".
А вы хотите или не хотите, можете или не можете самостоятельно откладывать деньги на старость?
Хочу и могу |
13 |
Хочу, но не могу |
59 |
Не хочу, но могу |
6 |
Не хочу и не могу |
11 |
Затрудняюсь ответить |
11 |
Не надо адвокатов мерить по Резнику
Леонид Шпиц,
президент адвокатской палаты Алтайского края:
Не знаю, чем вызвано решение законодателей увеличить адвокатам платежи в Пенсионный фонд, наверное, это такая болезнь: заглядывать в чужой карман и думать, что кто-то жирует. Не жируют у нас адвокаты. Да, у нас в газетах не было еще ни одного некролога, что адвокат умер с голода. Но не надо всех адвокатов мерить по Резнику (Генри Резник – московский адвокат, защищал крупных предпринимателей и политиков. – Прим. ред.). Адвокатская элита, наверное, живет безбедно. Но в Алтайском крае из 770 адвокатов лишь 20–30 обладают таким статусом, к ним действительно идут клиенты с деньгами. Основная же масса таких клиентов не имеет.
80 процентов адвокатов работают по назначению, когда у обвиняемого нет денег и суд назначает ему адвоката, а государство платит. А платит государство не так уж и много. К тому же у адвокатов в глубинке таких поручений бывает по два-три-пять в месяц, не больше, а дел по соглашению, в которых клиент оплачивает услуги, практически нет. А когда адвокат выходит на пенсию, то получит он 8–10, кто-то 11 тысяч рублей. Не более.
Если такое решение будет принято, оно существенно ударит по карману большинства адвокатов. Наверное, адвокатскому сообществу придется опять объединиться и протестовать всеми возможными способами.
Все сделали наоборот
Александр Шохин,
глава Российского союза промышленников и предпринимателей:
В вопросах пенсионной реформы мы оказались серьезными оппонентами правительства, и в лучшем случае у нас перпендикулярные точки зрения. Хотя мы каждый день обсуждаем в публичном пространстве проект реформы. Но все это напоминает всенародное обсуждение проекта развития советской экономики на очередные пять лет, потому что тут все происходит по принципу "голосуй – не голосуй, а все равно получишь то, что написали в правительстве".
В частности? нет четкой стратегии реформы. Логика повышения взносов для самозанятых понятна: все, кто претендует на равные пенсионные права, должны делать примерно одинаковые взносы. С другой стороны, сначала надо ответить на вопрос о том, как должна быть устроена система пенсионного страхования для этих категорий. Возможно, что они сами будут готовы платить больше, если дать им четкую развилку. Например, если совершаешь минимальный платеж – получаешь пенсию на уровне социальной. Если самозанятый хочет больше пенсионных прав, то может вносить крупные страховые платежи. А уж потом предприниматели сами решат, что для них будет удобнее.
А мы все делам наоборот: чисто фискально повышаем участие самозанятого населения, откладывая на потом самый важный вопрос – как должна выглядеть сама система начислений для будущего пенсионера.
Искать деньги лучше в другом месте
Владимир Назаров,
заведующий лабораторией межбюджетных отношений Института экономической политики им. Е. Гайдара:
Польза для бюджета будет небольшой. В 2013 году за счет этой инициативы планируется собрать дополнительно 50 миллиардов рублей. Притом что, скорее всего, 20 процентов самозанятых будут уклоняться от уплаты, и итоговая цифра будет меньше – 30 миллиардов рублей. Это не та сумма, которая может спасти бюджет Пенсионного фонда.
Очевидно, что самозанятым через это нововведение будет прививаться культура неуплаты взносов. Хотя это очень разнородная категория, и уйти в тень удастся не всем. Адвокатам и нотариусам, например, можно и увеличить взносы. Они далеко не самые бедные люди и в тень уйти не смогут. С остальными мера не так очевидна: многим станет проще не платить или оставить свой вид деятельности и пойти получать пособие по безработице. Для них реформа будет носить исключительно фискальный характер. Но в фискальном отношении лучше искать деньги в другом месте, а не здесь.
С другой стороны, та ситуация, которую мы наблюдаем сегодня, тоже не вполне справедлива. Самозанятые не платят пенсионные взносы, имея те же права, что наемные работники. Ясно, что тут надо что-то менять. Но это точно не должно быть лобовое повышение страховых платежей. Скорее всего, для самозанятого населения оптимальной была бы схема, при которой сколько вложил, столько и получил.
Это должна быть такая система, при которой можно было бы сказать: можете платить, сколько захотите. Но если вы не накопите достаточный объем взносов, чтобы вам платили трудовую пенсию на уровне прожиточного минимума, то прав на нее у вас не будет. В рамках нынешней пенсионной формулы это бы выглядело так: страховые взносы тут же транслируются в пенсионный капитал. А объем этого капитала должен быть достаточным, чтобы потом в течение 19 лет выплачивать вам пенсию.
Беда в том, что правительство заявило: пенсионная формула будет меняться. Мы не знаем, как она будет выглядеть. То есть мы пока не определили правила для всех граждан, но уже пытаемся регулировать исключения из этого правила – самозанятых. Вот еще почему резкое повышение страховых взносов выглядит странно.
Опрос. А вас волнует повышение пенсионных отчислений?
Светлана Колышкина,
индивидуальный предприниматель Алейского района:
Еще бы. Когда предприниматели нашего района услышали про это повышение, они были в шоке. Многие собираются перестать работать. Сейчас мы платим по 16 тысяч рублей, более-менее развитому предприятию еще по силам. Но будет 30 тысяч. Для тех, кто только начал работать, это точно много!
Олег Григорьев,
фрилансер:
Про это нововведение я не в курсе, так что пока, наверное, не особо волнуюсь. Пока это не коснулось ни меня, ни моих знакомых фрилансеров. Наша сфера деятельности вообще не особо регламентирована в России. В том случае, если регламентирование наладят, буду, наверное, платить.
Борис Вольф,
председатель совета предпринимателей при главе администрации Немецкого национального района:
Дурдом полный. Как раз сейчас обсуждаем. Закроется малый бизнес в селах, и все. Мы изо всех сил пытались вытащить из тени тех же сапожников. Столько бились с автоперевозчиками. А сейчас… 35 тысяч рублей. Непосильная сумма для сельских предпринимателей.
Наталья Бороздина,
индивидуальный предприниматель, село Ребриха:
Волнует, но я продолжу заниматься своей деятельностью. У меня работают 32 человека, просто закрыться я не смогу. Эта мера с самого начала негативно сказывалась на нашем деле, как только началось повышение социальных выплат в прошлом году. А теперь вообще.
Какие источники доходов обеспечат вашу старость?
Государственная пенсия |
71 |
Зарплата, так как буду продолжать работать |
35 |
Личные сбережения, накопления |
22 |
Финансовая помощь детей, родственников |
18 |
Доходы от приусадебного участка, |
11 |
Пенсия из негосударственного |
5 |
Доходы от сдачи в аренду помещения |
4 |
Опрос проведен фондом "Общественное мнение" в феврале 2012года.