Обзор документов, регламентирующий порядок применения ККТ и порядок ведения кассовых операций
Политика государства в сфере применения контрольно-кассовой техники проводится на протяжении почти 20 лет. Сегодня парк ККТ в Российской Федерации насчитывает более 2,5 млн. При этом ККТ, находящихся в пользовании у порядка 1,5 млн. налогоплательщиков. В Санкт-Петербурге по состоянию на 01.10.2012 налоговыми органами зарегистрировано 115 тыс. ККТ у 58 тыс. пользователей.
Первым нормативным документом о применении контрольно-кассовых машин в Российской Федерации стал Указ Президента Российской Федерации от 16.02.1993 №224 «об обязательном применении контрольно-кассовых машин предприятиями, учреждениями и организациями всех форм собственности при осуществлении расчетов с населением». Затем был принят Закон Российской Федерации от 18.06.1993 №5215-1 «О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением». В 2003 году вступил в силу Федеральный закон от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт», который в редакции Федеральных законов от 03.06.2009 № 121-ФЗ (ред. 17.07.2009), от 17.07.2009 № 162-ФЗ, от 27.07.2010 № 192-ФЗ, от 27.06.2011 № 162-ФЗ действует по настоящее время.
В 2009 году с целью уменьшения давления на малый бизнес Федеральным законом от 17.07.2009 № 162-ФЗ плательщики единого налога на вмененный доход (ЕНВД) освобождены от обязательного применения ККТ при осуществлении наличных денежных расчетов. Одновременно Федеральным законом № 162-ФЗ в КоАП РФ внесены изменения в части привлечения к административной ответственности за отказ в выдаче по требованию покупателя (клиента) в случае, предусмотренном федеральным законом, документа (товарного чека, квитанции или другого документа, подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу).
Возможность осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники в соответствии с пунктом 2.1 статьи 2 Федерального закона № 54-ФЗ имеют организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся налогоплательщиками единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, не подпадающие под действие пунктов 2 и 3 статьи 2 Федерального закона № 54-ФЗ, при осуществлении видов предпринимательской деятельности, установленных пунктом 2 статьи 346.26 Налогового кодекса Российской Федерации, при условии выдачи по требованию покупателя (клиента) документа (товарного чека, квитанции или другого документа, подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу).
В соответствии с пунктом 2.1 статьи 2 Федерального закона № 54-ФЗ такой документ должен содержать следующие сведения:
- наименование документа;
- порядковый номер документа, дату его выдачи;
- наименование для организации (фамилия, имя, отчество - для индивидуального предпринимателя);
- идентификационный номер налогоплательщика, присвоенный организации (индивидуальному предпринимателю), выдавшей (выдавшему) документ;
- наименование и количество оплачиваемых приобретенных товаров (выполненных работ, оказанных услуг);
- сумму оплаты, осуществляемой наличными денежными средствами и (или) с использованием платежной карты, в рублях;
- должность, фамилию и инициалы лица, выдавшего документ, и его личную подпись.
Таким образом, Федеральным законом №54-ФЗ предоставлена не только возможность осуществлять наличные денежные расчеты без применения ККТ при соблюдении условия выдачи по требованию покупателя (клиента) документа, но и обязанность соблюсти условия при которых такой документ может выдаваться. Отсутствие на документе обязательных сведений, предусмотренных пунктом 2.1 статьи 2 Федерального закона № 54-ФЗ, является невыполнением условия, при котором возможно осуществление наличных денежных расчетов без применения ККТ и влечет административную ответственность за несоблюдение такого условия.
Следует учесть, что согласно п. 2 ст. 2 Федерального закона № 54-ФЗ организации и индивидуальные предприниматели в соответствии с порядком, определяемым Правительством Российской Федерации, могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники в случае оказания услуг населению при условии выдачи ими соответствующих бланков строгой отчетности.
Принадлежность к услугам, которые предоставляются населению, определяется Общероссийским классификатором услуг населению ОК 002-93 (далее ОКУН), утвержденным Постановлением Госстандарта России от 28.06.1993 №163.
На основании изложенного, при оказании населению услуг плательщики ЕНВД не подпадают под действие п.2.1 ст.2 Федерального закона №54-ФЗ и обязаны при осуществлении наличных денежных расчетов применять контрольно-кассовую технику (ККТ) или бланки строгой отчетности.
С начала 2012 года вступили в силу три документа, имеющих большое значение, для налогоплательщиков, применяющих ККТ
1. Приказ Минфина РФ от 17.10.2011 № 132н "Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной налоговой службой государственной функции по осуществлению контроля и надзора за соблюдением требований к контрольно-кассовой технике, порядком и условиями ее регистрации и применения" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 17.01.2012 № 22921), вступил в силу 05.02.2012.
В указанном Регламенте подробно прописана процедура проведения налоговыми органами проверок соблюдения законодательства о применении ККТ.
В том числе:
- определен срок проверки, который в каждом конкретном случае устанавливается руководителем (заместителем руководителя) налоговой инспекции и не может превышать пяти рабочих дней с даты предъявления поручения на проведение проверки (п. 19 Регламента N 132н);
- определен порядок проведения проверки и детально раскрыта процедура проведения каждого этапа проверки. Всего 5 этапов.
- проверка выдачи чеков ККТ, бланков строгой отчетности, выдачи по требованию покупателя документа, подтверждающего оплату (товарный чек, квитанция и др.);
- предъявление поручения на проведение проверки;
- рассмотрение документов;
- проверка соблюдения требований к ККТ, порядка и условий ее регистрации и применения;
- оформление результатов проверки.
- определен перечень документов, необходимых для представления объектами проверок на проверку.
2. Приказ Минфина РФ от 17.10.2011 № 133н "Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной налоговой службой государственной функции по осуществлению контроля и надзора за полнотой учета выручки денежных средств в организациях и у индивидуальных предпринимателей" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 16.01.2012 N 22906), вступил в силу 19.02.2012.
В указанном Регламенте подробно прописана процедура проведения налоговыми органами проверок на предмет своевременного и полного отражения в учете выручки, полученной налогоплательщиками наличными денежными средствами.
В том числе:
- определен срок проведения проверки, который в каждом конкретном случае устанавливается руководителем (заместителем руководителя) налоговой инспекции и не может превышать 20 раб. дней с даты предъявления поручения на проведение проверки;
- определен порядок проведения проверки и детально раскрыта процедура проведения каждого этапа проверки. Всего 4 этапа:
- предъявление поручения на проведение проверки;
- рассмотрение документов;
- проверка полноты учета выручки денежных средств;
- оформление результатов проверки.
- определен перечень документов, необходимых для представления объектами проверок на проверку.
Многие положения Регламента № 133н и Регламента № 132н совпадают. В частности, в отношении:
· прав и обязанностей должностных лиц при проведении проверки;
· прав и обязанностей налогоплательщиков;
· порядка предъявления поручения на проведение проверки;
· порядка оформления итогов проверки;
· порядка обжалования решений и действий специалистов налоговых органов.
Указанные регламенты утверждены Министерством финансов России и согласованы Министерством юстиции на соответствие законодательству Российской Федерации.
Они обязательны для применения как сотрудниками налоговых органов, так и объектами проверок – организациями и индивидуальными предпринимателями, подпадающими под действие закона 54-ФЗ.
3. Вступившее в силу 01.01.2012 "Положение о порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории Российской Федерации" (утв. Банком России 12.10.2011 № 373-П), разрешило многолетние споры о необходимости индивидуальным предпринимателям соблюдать порядок ведения кассовых операций.
Новый порядок ведения кассовых операций распространяется не только на юридические лица, но и на индивидуальных предпринимателей.
На основании данного Положения индивидуальные предприниматели и организации обязаны:
- определять лимит остатка наличных денег;
- хранить на банковских счетах наличные деньги сверх установленного лимита;
- оформлять кассовые операции приходными кассовыми ордерами (ф. 0310001) и расходными кассовыми ордерами (ф. 0310002);
- вести кассовую книгу (ф. 0310004);
- соблюдать установленные правила обеспечения порядка ведения кассовых операций.
Лимит остатка наличных денег, который может храниться в кассе, определяется в соответствии с Приложением к Положению. В Приложении указана формула, по которой следует рассчитывать лимит остатка. Об установленном лимите остатка наличных денег индивидуальный предприниматель или организация издает распорядительный документ.
Кроме того, Решением Верховного Суда РФ от 13.06.2012 № АКПИ12-491 установлено также, что индивидуальные предприниматели обязаны соблюдать установленный Банком России порядок ведения кассовых операций при осуществлении ими предпринимательской деятельности, и что осуществленное Банком России правовое регулирование порядка ведения кассовых операций не противоречит Конституции Российской Федерации, Гражданскому кодексу Российской Федерации и другим федеральным законам.
4. С 07.10.2012 года вступил в силу Приказ Минфина России от 29.06.2012 № 94н "Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральной налоговой службой государственной услуги по регистрации контрольно-кассовой техники, используемой организациями и индивидуальными предпринимателями в соответствии с законодательством Российской Федерации" (Зарегистрировано в Минюсте России 17.09.2012 № 25479)
Определены состав, сроки и последовательность административных действий должностных лиц ФНС России при предоставлении данной государственной услуги.
Срок регистрации не может превышать 5 рабочих дней с даты предоставления соответствующего заявления.
Положения регламента не распространяются на кредитные организации, кроме отдельных случаев применения такими организациями платежных терминалов или банкоматов.
Документы, которые необходимо знать, при работе с ККТ:
- Приказ Минфина от 17.10.2011 №132н (регламент по проверкам ККТ);
- Приказ Минфина от 17.10.2011 №133н (регламент по проверкам полноты учета выручки);
- Положение о ведении кассовых операций от 12.10.2011 №373-П
- Письмо Банка России от 04.05.2012 N 29-1-1-6/3255 о соблюдении кассовой дисциплины обособленными подразделениями;
- Письмо ФНС России от 12.09.2012 №АС-4-2/15195 по вопросам: ведения кассовой книги обособленными подразделениями, ответственности за нарушения порядка ведения кассовых операций, периодичности и сроков проведения проверок;
- Указание Банка России от 20.06.2007 №1843-у о предельном размере расчетов наличными;
- Решение Верховного суда от 13.06.2012 №АКПИ12-491;
- Письмо Банка России от 02.08.2012 №29-1-2/5603 о ведении кассовой книги ИП;
- Письмо Банка России от 14.06.2012 №29-1-2/4255 о порядке ведения кассовых операций ИП;
- Письмо Минфина от 16.03.2012 №03-11-11/87 о применении ИП положения о ведении кассовых операций;
- Приказ Минфина от 29.06.2012 №94н (регламент по регистрации ККТ);
- Приложение к письму ФНС России от 03.04.2012 №АС-4-2/5537 о заполнении формы заявления о регистрации ККТ;
- Письмо ФНС России от 10.09.2012 №АС-4-2/14961@ ответы на вопросы;
- Письмо ФНС России от 10.06.2011 №АС-4-2/9303@ ответы на вопросы;
- перечень ЦТО.