Целью дискуссии стало обсуждение конструктивных предложений участников, которые могли бы значительно продвинуть государственную и корпоративную политику в секторе новых материалов.
По словам Николая Кутеева, Советника Министра промышленности и торговли РФ, гражданский сектор российского рынка композиционных материалов составляет около 20 тыс. тонн, что в денежном эквиваленте равно 12 млрд. рублей. Это небольшая цифра по сравнению с мировыми показателями, но прогноз развития российского рынка композиционных материалов достаточно оптимистичный. Приоритетными сферами применения композитов, по словам Н. Кутеева, являются транспортная инфраструктура, строительная индустрия, энергетика и электроника, транспортное машиностроение, ЖКХ, нефте- и газодобыча, цветная металлургия, химия и нефтехимия. Николай Быстров, заместитель руководителя Федерального дорожного агентства «Росавтодор», отметил, что сегодня в России складывается благоприятная ситуация для развития новых материалов, поскольку федеральные органы власти (Минпромторг РФ, Росстандарт, Минтранс РФ, Минэкономразвития РФ и Росавтодор) совместно работают для того, чтобы композиционные материалы активно внедрялись и использовались в различных сферах производства. Однако для развития массовой индустрии необходимо решить ряд ключевых задач, среди которых создание единой нормативно-технической базы, разработка и внедрение ведомственных отраслевых программ, поддержка инжиниринговой деятельности и современная система подготовки кадров. В рамках круглого стола был поднят вопрос о том, что на сегодняшний день в отрасли работает недостаточное количество квалифицированных специалистов, способных ее развивать.
О необходимости развивать стандартизацию отрасли рассказал Григорий Элькин, руководитель Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии РОССТАНДАРТ. По его словам, разрабатываемые стандарты включают не только классификацию, терминологию и требования к объекту, но и методы его испытания. Как отметил Н. Быстров, сейчас существуют новые технологии, но они не стандартизированы, что препятствует прохождению государственной экспертизы. Поэтому при производстве объектов чаще всего используют уже имеющиеся утвержденные технические решения, а не новейшие разработки. Поэтому уже сейчас крупные промышленные компании выступают инициатором принятия стандартов.
Кроме того, спикеры акцентировали свое внимание на необходимости совершенствования законодательной базы, развития малого и среднего бизнеса, внедрения и использования инновационных инструментов. Как отметил Н. Кутеев: «Любое инновационное решение дороже на входе, но дешевле, если оценивать его на всем жизненном цикле».
Подводя итоги круглого стола, модератор мероприятия Владимир Княгинин, директор Фонда «Центр стратегических разработок «Северо-Запад», отметил что существование композиционных материалов – «это не вопрос их производства, это вопрос использования новых материалов в процессе изготовления современных продуктов, таких как умные самолеты, автомобили и т.д.» Как показало обсуждение, массового применения композитных материалов стоит ожидать в сфере строительства современных дорог. Кроме того, было предложено организовать подобное обсуждение через год, для того чтобы зафиксировать произошедшие изменения в других направлениях применения композиционных материалов.
С материалами по итогам конференции Вы можете ознакомиться, пройдя по ссылке: http://prom.csr-nw.ru/events/974.html