Открытое правительство выбрало мегарегулятор
Самым неудачным из вариантов эксперты сочли сохранение нынешней структуры Федеральной службы по финансовым рынкам (ФСФР) без увеличения расходов на ее работу.
К положительным сторонам такого варианта реформы эксперты отнесли сохранение непрерывности надзора в существующем виде, отсутствие потрясений для участников рынка и продолжение работы по заявленным планам. Однако недостатки в этом случае перевесят достоинства. Сохранение статус-кво будет означать, что все существующие проблемы также сохранятся. Так и не появится консолидированный надзор за финансовыми группами и конгломератами, возможность управлять системными рисками в финансовом секторе, а главное, не возникнет единого надзора и экономии расходов на регулирование за счет использования вспомогательных подразделений Центробанка. Зато сохранится дисгармония бухгалтерского учета и отчетности в финансовом секторе, регулятивный арбитраж. У ФСФР сейчас репутация слабого регулятора. На ее работу влияют материальные проблемы. И если не будут выделены дополнительные ресурсы, то квалификация и мотивация персонала как минимум не повысится.
Проведение регулятивной реформы по этой модели чревато невыполнением программы развития международного финансового центра и общим снижением доверия к российским финансовым рискам.
Впрочем, вариант, предполагающий увеличение финансирования ФСФР, эксперты также раскритиковали.
Эта модель предполагает, что в ФСФР будут сконцентрированы все регулятивные и надзорные полномочия (кроме регулирования банковского сектора). Взамен служба получит дополнительные средства.
Среди достоинств такой реформы эксперты назвали сохранение накопленного опыта (в частности, взаимодействие с саморегулируемыми организациями) и фокуса на защите инвесторов. Получив столь желаемое дополнительное финансирование, служба сможет улучшить техническое обеспечение, расширить штат. Кроме того, такой вариант реформы — самый простой в осуществлении.
За эту модель реформы предсказуемо выступал только представитель ФСФР — заместитель главы ведомства Александр Синенко. Министерство финансов не менее предсказуемо выступает против.
«Минфин не согласен с этим вариантом», — прокомментировал заместитель министра финансов Алексей Моисеев. Его главный недостаток — «практическая невозможность реализации в рамках текущего бюджетного процесса», пояснил чиновник. Проще говоря, Минфин не даст денег. Даже несмотря на улучшение условий труда сотрудников ФСФР, остается риск, что надзор так и не станет достаточно эффективным.
По сути, основная дискуссия развернулась в связи с выбором одного из двух вариантов реформы: создание агентства по финансовым рынкам при Центральном банке или же концентрация всех регулятивных и надзорных полномочий в ЦБ. Оба варианта чреваты «высокими шоками при реорганизации». И оба потребуют пересмотра всех нормативных актов, касающихся ФСФР.
Создание специализированного агентства — самый сложный, дорогой и долгий путь. Он сохранит модель отдельного регулятора для финансового рынка, а статус сотрудников ФСФР повысится. С другой стороны, если идея Агентства по финансовой стабильности провалится, то пострадает репутация и ЦБ. А это может отразиться на эффективности денежно-кредитной политики. К тому же между двумя структурами может возникнуть конфликт интересов.
Создание мегарегулятора на базе Центробанка существенно облегчит жизнь участникам финансового рынка. Нормативные акты будут приниматься намного быстрее, поскольку отпадет необходимость в межведомственном взаимодействии. Кроме того, исчезнет дублирующая отчетность ФСФР и ЦБ. Надзор станет полным и гармоничным. Однако вместе с этим возникнет опасность, что ЦБ будет «грести всех под одну гребенку» — подходы к регулированию, опробованные на банках, могут применять к остальным участникам рынка. А сам ЦБ может излишне бюрократизоваться. Это может привести к построению регулирования, сдерживающего развитие инновационных финансовых продуктов.
Открытое правительство так и не дало четкого ответа, какой вариант реформы выбрать.
Окончательные предложения по новой конфигурации системы финансового регулирования и надзора будут в течение двух-трех недель сформированы и представлены президенту РФ, заявил первый вице-премьер Игорь Шувалов два дня назад.
Если в будущем году все необходимые решения будут приняты, то в полном объеме новая система регулирования заработает с 1 января 2016 года, обещал Шувалов.
Источник: Banki.ru