Владимир Путин встретился с руководством общественного объединения предпринимателей «ОПОРА России»
Владимир Путин провёл встречу с руководством Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА России». Обсуждались актуальные проблемы, с которыми сталкиваются представители малого и среднего бизнеса в России.
- В последнее время наметился очень хороший диалог между Правительством и бизнес-сообществом – и прежде всего через объединения предпринимателей, в том числе и через ваше объединение. Хотелось бы отметить, что количество малых и средних предприятий у нас растёт, но, конечно, этот уровень ещё далёк от того, на котором он должен был бы находиться.
В странах с развитой рыночной экономикой процент малых и средних предприятий, или их вклад в общую копилку ВВП, больше, чем в России: если в нашей стране - 21–22 процента, в США – 50 процентов, в других странах – еще выше показатель.
Как рассказал президент Общероссийской общественной организации малого и среднего бизнеса «ОПОРА России» Сергей Борисов, сегодня мы с тревогой говорим о том, что с малым бизнесом, который работает в муниципалитетах, конкурирует огромная армия муниципальных унитарных предприятий, почти 24 тысячи; из них 18 % занимаются операциями с недвижимостью, 13 % – оптовой и розничной торговлей.
Хотелось бы сделать законодательно такую модель в будущем (что можно сделать в рамках муниципального, местного самоуправления), чтобы всё-таки открывали унитарные предприятия только в том случае, если бизнес туда не идёт по каким-то причинам. Так делается во всём мире.
Второй по значимости темой, стала тема социальных платежей. Мы нашу налоговую модель оценили как достаточно эффективную. «Упрощёнка»; патент, который мы всё-таки выстрадали и Вы нам помогли запустить в этом году; ЕНВД, который останется до 2018 года, – это всё здорово. Почти 90 % предпринимателей, задаём очень простые рамки налогообложения. Но сегодня замена единого социального налога на социальные платежи здорово притормозила развитие малого бизнеса.
В зоне нельготируемых предприятий находятся те малые компании, которые работают в сфере информационных технологий. Они платят полный объём социальных платежей, а те компании, которые имеют больше 30 работающих человек, платят 14 %. Это не позволяет расти стартапам, инновационным маленьким стартапам айтишным. И эту ситуацию нужно сегодня как-то откорректировать.
Вообще, когда принимаются решения по социальным платежам – последнее решение, которое вот-вот, наверное, будет принято по так называемым самозанятым предпринимателям, которые имеют одного работника, самого предпринимателя: в 2015 году такой предприниматель будет платить 52 тысячи рублей, независимо – работает он или не работает.
Не подумали о военнослужащих, которые открыли свой бизнес, стали индивидуальными предпринимателями, а потом пошли служить. Они что, должны закрыть фирму, ликвидировать? Или, может быть, стоит им какую-то нулевую ставку установить на этот период. То же самое – те наши матери, которые уходят по беременности в отпуск. Ну не может она заниматься предпринимательской деятельностью, а платить ей придётся.
То же самое касается и пенсионеров. Наверное, пенсионеры заработали свою пенсию, нужно ли ещё с них брать платежи, например в Пенсионный фонд. По этим вопросам стоит детально подумать.
Сергей Борисов обратился к президенту с просьбой продлить действие 271-го Федерального закона по рынкам. По его словам, не успевают поменять рынки, вот эти старенькие открытые рынки на крытые, и не только по вине предпринимателя, а потому, что затягивают, может быть, те же самые муниципалитеты; может быть, ждут какого-то инвестора на эти такие активные места застройки. Всё-таки сначала нужно этим предпринимателям дать возможность поменять или сферу деятельности, или переобучить их, или дать, наверное, какие-то новые территории, иначе они пополнят класс маргиналов.
Как прокомментировал ситуацию Владимир Путин,если человек открыл предприятие, а потом уходит на срочную службу, он не может, это совершенно очевидно, не может заниматься предпринимательской деятельностью – и сроки фиксированы, и контроль очевидный.
Сложнее, конечно, с молодыми мамами, которые дома сидят, они могут работать – могут не работать, и здесь проконтролировать государству невозможно. Но, на мой взгляд, имея в виду наши усилия по развитию демографической программы, ничего страшного не будет, если женщина сидит с ребёнком и ещё и работает, ну и слава Богу, помогает сама себе. Мне кажется, здесь тоже можно было бы применить вполне либеральный подход.
С пенсионерами, по мнению Правительства, сложнее, потому что есть опасения у членов Правительства, что просто будут переписывать бизнес на пенсионеров. Конечно, хотелось бы действительно поддержать пенсионеров, которые ещё и занимаются самозанятостью, как самозанятые предприниматели работают. Вышли на пенсию, мелочь какую-то делают, условно говоря, варежки вяжут. Конечно, хотелось бы их поддержать. Но как найти такое решение, которое бы не позволило, хоть и мелкие, но всё-таки допускать злоупотребления. Давайте вместе подумаем.
Как сообщил в своем докладе первый вице-президент ОПОРЫ РОССИИ Александр Бречалов, в этой связи, если доходы, которые поступают от упрощённой системы налогообложения, оставлять в муниципалитетах, на наш взгляд, это было бы серьёзным подспорьем для их работы. Я согласен со многими оценками, в том числе и представителя Министерства финансов, что сама мера по себе не будет панацеей и завтра же главы муниципалитетов побегут развивать малый бизнес, мы это понимаем. В связи с этим в соответствии с Вашим Указом от 14 октября о критериях оценки эффективности работы муниципалитетов, мы его проанализировали. Это, безусловно, шаг: там понятные и совершенно правильные критерии оценки. Но, на наш взгляд, отсутствие в системе оценки общественного контроля за деятельностью муниципалитетов снижает объективность его работы. Есть яркие примеры, где в небольших муниципалитетах (до 10–30 тысяч населения) главы ведут действительно открытую работу. Когда они избирались, они представляли населению, предпринимателям в том числе, реальные планы развития территорий – и постоянно приглашают сообщество к анализу того, что получилось, что не получилось и какие нужно делать коррекции.
Внесение отдельной строкой в законодательство, в частности, о местном самоуправлении, внесение общественного контроля в виде, может быть, общественно-координационных советов существенно повысит эффективность работы, открытость работы муниципалитетов, в том числе и эффективность освоения бюджетных средств.
Потому что не секрет, что большая часть муниципалитетов является дотационной, и это было бы такой серьёзной мерой и для муниципалитетов, и непосредственно для бизнеса. И важно, чтобы этот документ, который, повторюсь, как при выборах глав муниципалитетов представляют свои планы работы, он не рождался в кабинетной тиши – и отчёты не составлялись в тиши, а именно с участием общественности, бизнес-сообщества.
По словам Владимира Путина, если говорить серьёзно по поводу собственных финансовых источников для муниципалитетов, конечно, это один из наиболее острых и всегда стоящих на повестке дня вопросов.
С 1 января следующего года всё, что поступает от патентов, 10 процентов будет оставаться в регионах, а 90 – будет поступать в муниципалитеты. Мы говорили с регионами и о возможности передачи на муниципальный уровень других налогов, в частности «упрощёнки» и так далее, но регионы пока опасаются, что у них будут слишком большие выпадающие. Двигаться по этому направлению, конечно, будем.
В своем выступление вице-президент Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА России» Андрей Коркунов начал с темы: субсидирование процентных ставок при инвестициях в основное производство и новое оборудование. Сегодня предприниматели – даже при снижении процентных ставок – боятся инвестировать в производство. И как раз такое решение о субсидировании было таким хорошим социальным сигналом на то, что производственный бизнес на сегодня является приоритетным. Инвестиции именно в производство – они сегодня нужны, и государство уделяет им очень большое внимание, потому что для бизнеса это очень важно. Сегодня инвестируют в услуги, в торговлю, но именно в производственно-инновационный бизнес – есть опасения.
Г-н Путин подтвердил, чтосоздание 25 миллионов новых или новых инновационных рабочих мест, – тогда, конечно, все мы заинтересованы в том, чтобы малый и средний бизнес развивался именно по этому, генеральному для нас абсолютно, направлению – по инновационному направлению. Здесь, конечно, сложнее всего с кредитованием, поскольку если под торговлю ещё и дают какие-то кредиты, то отдача от инновационной деятельности, она часто бывает не такая очевидная. Но в этом – залог успеха.
Сегодня всего малому и среднему бизнесу объёмы кредитного портфеля, объёмы кредита около 5 триллионов рублей. Есть обследование, которое провёл МСП-банк, который специализированно занимается, кредитованием малого и среднего предпринимательства вместе с рейтинговым агентством «Эксперт».
Так вот так называемые модернизационные кредиты, которые направлены непосредственно на приобретение оборудования, на модернизацию производства и так далее, они составляют сравнительно небольшую часть из этого общего объёма – порядка 400 миллиардов. Остальное – это в основном идёт в торговлю и девелоперские организации, которые суммарно по обороту около 70 процентов сейчас занимают малого и среднего бизнеса. Вот если брать эти 400 миллиардов, то есть два инструмента, которые уже сегодня задействованы.
При этом представление гарантий со стороны гарантийных фондов снижает уровень процентных ставок где-то порядка на 2 процентных пункта с ходу. То есть для банка получение гарантий из гарантийного фонда означает, что риски существенно снижаются, у него, соответственно, этот кредит попадает не в четвёртую группу, а во вторую или в первую. Соответственно, он имеет возможность снизить процентные ставки.
Наиболее перспективный путь сегодня – докапитализировать гарантийные фонды, идти этим путём постепенно, с тем чтобы можно было где-то 400 миллиардов примерно гарантийными фондами покрыть.
Как рассказал член правления общероссийской общественной организации малого и среднего бизнеса «ОПОРА России» Александр Калинин, который курирует в «Опоре» вопросы энергетики, инфраструктуры,
Второй вопрос. Вы знаете, что у нас очень серьёзный дисбаланс в энергетике – это перекрёстное субсидирование населения. И, в общем-то, это искажает многие процессы в экономике, в инфраструктуре и так далее.
Сейчас в принципе Правительством принято решение этот дисбаланс шаг за шагом без ущерба для населения, без значительных скачков ликвидировать к 2017 году, в каких-то регионах пораньше.
Как заключил президент, малый и средний, бизнес подключить к этому виду деятельности – к социальному виду деятельности, – это было бы просто блестяще. Если бы мы нашли такие инструменты, которые были бы эффективны для работы по этому направлению.