Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Владимир Путин встретился с руководством общественного объединения предпринимателей «ОПОРА России»

Владимир Путин встретился с руководством общественного объединения предпринимателей «ОПОРА России»

Владимир Путин провёл встречу с руководством Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА России». Обсуждались актуальные проблемы, с которыми сталкиваются представители малого и среднего бизнеса в России.

- В последнее время наметился очень хороший диалог между Правительством и бизнес-сообществом – и прежде всего через объединения предпринимателей, в том числе и через ваше объединение. Хотелось бы отметить, что количество малых и средних предприятий у нас растёт, но, конечно, этот уровень ещё далёк от того, на котором он должен был бы находиться.

В странах с развитой рыночной экономикой процент малых и средних предприятий, или их вклад в общую копилку ВВП, больше, чем в России: если в нашей стране - 21–22 процента, в США – 50 процентов, в других странах – еще выше показатель.

Как рассказал президент Общероссийской общественной организации малого и среднего бизнеса «ОПОРА России» Сергей Борисов, сегодня мы с тревогой говорим о том, что с малым бизнесом, который работает в муниципалитетах, конкурирует огромная армия муниципальных унитарных предприятий, почти 24 тысячи; из них 18 % занимаются операциями с недвижимостью, 13 % – оптовой и розничной торговлей.

Хотелось бы сделать законодательно такую модель в будущем (что можно сделать в рамках муниципального, местного самоуправления), чтобы всё-таки открывали унитарные предприятия только в том случае, если бизнес туда не идёт по каким-то причинам. Так делается во всём мире.

Второй по значимости темой, стала тема социальных платежей. Мы нашу налоговую модель оценили как достаточно эффективную. «Упрощёнка»; патент, который мы всё-таки выстрадали и Вы нам помогли запустить в этом году; ЕНВД, который останется до 2018 года, – это всё здорово. Почти 90 % предпринимателей, задаём очень простые рамки налогообложения. Но сегодня замена единого социального налога на социальные платежи здорово притормозила развитие малого бизнеса.

В зоне нельготируемых предприятий находятся те малые компании, которые работают в сфере информационных технологий. Они платят полный объём социальных платежей, а те компании, которые имеют больше 30 работающих человек, платят 14 %. Это не позволяет расти стартапам, инновационным маленьким стартапам айтишным. И эту ситуацию нужно сегодня как-то откорректировать.

Вообще, когда принимаются решения по социальным платежам – последнее решение, которое вот-вот, наверное, будет принято по так называемым самозанятым предпринимателям, которые имеют одного работника, самого предпринимателя: в 2015 году такой предприниматель будет платить 52 тысячи рублей, независимо – работает он или не работает.

Не подумали о военнослужащих, которые открыли свой бизнес, стали индивидуальными предпринимателями, а потом пошли служить. Они что, должны закрыть фирму, ликвидировать? Или, может быть, стоит им какую-то нулевую ставку установить на этот период. То же самое – те наши матери, которые уходят по беременности в отпуск. Ну не может она заниматься предпринимательской деятельностью, а платить ей придётся.

То же самое касается и пенсионеров. Наверное, пенсионеры заработали свою пенсию, нужно ли ещё с них брать платежи, например в Пенсионный фонд. По этим вопросам стоит детально подумать.

Сергей Борисов обратился к президенту с просьбой продлить действие 271-го Федерального закона по рынкам. По его словам, не успевают поменять рынки, вот эти старенькие открытые рынки на крытые, и не только по вине предпринимателя, а потому, что затягивают, может быть, те же самые муниципалитеты; может быть, ждут какого-то инвестора на эти такие активные места застройки. Всё-таки сначала нужно этим предпринимателям дать возможность поменять или сферу деятельности, или переобучить их, или дать, наверное, какие-то новые территории, иначе они пополнят класс маргиналов.

Как прокомментировал ситуацию Владимир Путин,если человек открыл предприятие, а потом уходит на срочную службу, он не может, это совершенно очевидно, не может заниматься предпринимательской деятельностью – и сроки фиксированы, и контроль очевидный.

Сложнее, конечно, с молодыми мамами, которые дома сидят, они могут работать – могут не работать, и здесь проконтролировать государству невозможно. Но, на мой взгляд, имея в виду наши усилия по развитию демографической программы, ничего страшного не будет, если женщина сидит с ребёнком и ещё и работает, ну и слава Богу, помогает сама себе. Мне кажется, здесь тоже можно было бы применить вполне либеральный подход.

С пенсионерами, по мнению Правительства, сложнее, потому что есть опасения у членов Правительства, что просто будут переписывать бизнес на пенсионеров. Конечно, хотелось бы действительно поддержать пенсионеров, которые ещё и занимаются самозанятостью, как самозанятые предприниматели работают. Вышли на пенсию, мелочь какую-то делают, условно говоря, варежки вяжут. Конечно, хотелось бы их поддержать. Но как найти такое решение, которое бы не позволило, хоть и мелкие, но всё-таки допускать злоупотребления. Давайте вместе подумаем.

Как сообщил в своем докладе первый вице-президент ОПОРЫ РОССИИ Александр Бречалов, в этой связи, если доходы, которые поступают от упрощённой системы налогообложения, оставлять в муниципалитетах, на наш взгляд, это было бы серьёзным подспорьем для их работы. Я согласен со многими оценками, в том числе и представителя Министерства финансов, что сама мера по себе не будет панацеей и завтра же главы муниципалитетов побегут развивать малый бизнес, мы это понимаем. В связи с этим в соответствии с Вашим Указом от 14 октября о критериях оценки эффективности работы муниципалитетов, мы его проанализировали. Это, безусловно, шаг: там понятные и совершенно правильные критерии оценки. Но, на наш взгляд, отсутствие в системе оценки общественного контроля за деятельностью муниципалитетов снижает объективность его работы. Есть яркие примеры, где в небольших муниципалитетах (до 10–30 тысяч населения) главы ведут действительно открытую работу. Когда они избирались, они представляли населению, предпринимателям в том числе, реальные планы развития территорий – и постоянно приглашают сообщество к анализу того, что получилось, что не получилось и какие нужно делать коррекции.

Внесение отдельной строкой в законодательство, в частности, о местном самоуправлении, внесение общественного контроля в виде, может быть, общественно-координационных советов существенно повысит эффективность работы, открытость работы муниципалитетов, в том числе и эффективность освоения бюджетных средств.

Потому что не секрет, что большая часть муниципалитетов является дотационной, и это было бы такой серьёзной мерой и для муниципалитетов, и непосредственно для бизнеса. И важно, чтобы этот документ, который, повторюсь, как при выборах глав муниципалитетов представляют свои планы работы, он не рождался в кабинетной тиши – и отчёты не составлялись в тиши, а именно с участием общественности, бизнес-сообщества.

По словам Владимира Путина, если говорить серьёзно по поводу собственных финансовых источников для муниципалитетов, конечно, это один из наиболее острых и всегда стоящих на повестке дня вопросов.

С 1 января следующего года всё, что поступает от патентов, 10 процентов будет оставаться в регионах, а 90 – будет поступать в муниципалитеты. Мы говорили с регионами и о возможности передачи на муниципальный уровень других налогов, в частности «упрощёнки» и так далее, но регионы пока опасаются, что у них будут слишком большие выпадающие. Двигаться по этому направлению, конечно, будем.

В своем выступление вице-президент Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА России» Андрей Коркунов начал с темы: субсидирование процентных ставок при инвестициях в основное производство и новое оборудование. Сегодня предприниматели – даже при снижении процентных ставок – боятся инвестировать в производство. И как раз такое решение о субсидировании было таким хорошим социальным сигналом на то, что производственный бизнес на сегодня является приоритетным. Инвестиции именно в производство – они сегодня нужны, и государство уделяет им очень большое внимание, потому что для бизнеса это очень важно. Сегодня инвестируют в услуги, в торговлю, но именно в производственно-инновационный бизнес – есть опасения.

Г-н Путин подтвердил, чтосоздание 25 миллионов новых или новых инновационных рабочих мест, – тогда, конечно, все мы заинтересованы в том, чтобы малый и средний бизнес развивался именно по этому, генеральному для нас абсолютно, направлению – по инновационному направлению. Здесь, конечно, сложнее всего с кредитованием, поскольку если под торговлю ещё и дают какие-то кредиты, то отдача от инновационной деятельности, она часто бывает не такая очевидная. Но в этом – залог успеха.

Сегодня всего малому и среднему бизнесу объёмы кредитного портфеля, объёмы кредита около 5 триллионов рублей. Есть обследование, которое провёл МСП-банк, который специализированно занимается, кредитованием малого и среднего предпринимательства вместе с рейтинговым агентством «Эксперт».

Так вот так называемые модернизационные кредиты, которые направлены непосредственно на приобретение оборудования, на модернизацию производства и так далее, они составляют сравнительно небольшую часть из этого общего объёма – порядка 400 миллиардов. Остальное – это в основном идёт в торговлю и девелоперские организации, которые суммарно по обороту около 70 процентов сейчас занимают малого и среднего бизнеса. Вот если брать эти 400 миллиардов, то есть два инструмента, которые уже сегодня задействованы.

При этом представление гарантий со стороны гарантийных фондов снижает уровень процентных ставок где-то порядка на 2 процентных пункта с ходу. То есть для банка получение гарантий из гарантийного фонда означает, что риски существенно снижаются, у него, соответственно, этот кредит попадает не в четвёртую группу, а во вторую или в первую. Соответственно, он имеет возможность снизить процентные ставки.

Наиболее перспективный путь сегодня – докапитализировать гарантийные фонды, идти этим путём постепенно, с тем чтобы можно было где-то 400 миллиардов примерно гарантийными фондами покрыть.

Как рассказал член правления общероссийской общественной организации малого и среднего бизнеса «ОПОРА России» Александр Калинин, который курирует в «Опоре» вопросы энергетики, инфраструктуры,

Второй вопрос. Вы знаете, что у нас очень серьёзный дисбаланс в энергетике – это перекрёстное субсидирование населения. И, в общем-то, это искажает многие процессы в экономике, в инфраструктуре и так далее.

Сейчас в принципе Правительством принято решение этот дисбаланс шаг за шагом без ущерба для населения, без значительных скачков ликвидировать к 2017 году, в каких-то регионах пораньше.

Как заключил президент, малый и средний, бизнес подключить к этому виду деятельности – к социальному виду деятельности, – это было бы просто блестяще. Если бы мы нашли такие инструменты, которые были бы эффективны для работы по этому направлению.

Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости